Что смотреть на YouTube, чтобы быть в курсе современных арт-практик?
Современное искусство использует современные способы дистрибуции. Среди этих способов — не только продвижение в социальных сетях, но и создание видео-блогов. В нашем материале речь пойдет о русском сегменте ютуба, посвященном современному искусству. Критики, художники, кураторы заводят каналы, которые по меркам ютуба не назовешь популярными, но по меркам современной российской арт-тусовки — они вполне могут потягаться с посещаемостью некоторых выставок, а уж лекций и артист-токов и подавно. Переходите по ссылке, нажимайте «колокольчики» — в ютубе можно найти не только котиков и лайфхаки.
OH MY ART
Автор ведущая и искусствовед Юлия Панкратова
О чем еженедельный обзор выставки от человека, который ходит по ним каждый день
Подписчики 26,2 тыс.
Просмотры 18,4 тыс.
*Здесь и далее среднее по последним 6 выпускам на 1 февраля 2021.
Юлия Панкратова «много лет сидела в студии на телеке, а потом закончила Академию Художеств и стала искусствоведом». Бэкграунд помог: OH MY ART действительно профессиональный канал с такой же профессиональной ведущей. Здесь есть все, что мы так любим в ютубе — яркие заставки, музыкальное сопровождение, грамотный монтаж и нетривиальная подача материала. Юлия (по началу со своей сестрой Витой Тальяной) действительно посещает большинство московских выставок, причем не только блокбастеры. От Энди Уорхола до Премии Кандинского, от Cosmoscow до Триеннале — ничто не уйдет от пытливого взгляда искусствоведа. Приятный бонус — «поездки» в Никола-Ленивец, Санкт-Петербург, Екатеринбург, а также ближайшие европейские Биеннале.
Перед нами не только обзор, но и попытка субъективной интерпретации: история, контекст, значение — три кита, на которых держаться обзоры OH MY ART. В конце — неизменный вывод, почему на выставку идти самостоятельно все же стоит. А если по каким-либо причинам на обозреваемое мероприятие вы не попадаете — не беда! Обзоры дают отличное представление о каждой выставке, поэтому выбор на что именно идти — за вами. OH MY ART не только на ютубе — Юлия также пишет для различных изданий, в том числе Forbes, а также ведет на Культуре арт-рубрику в программе «Новости».
Plateau
Автор теоретик современного искусства Елена Конюшихина и команда Plateau Studio
О чем очень атмосферно об очень современном искусстве
Подписчики 194 человека
Просмотры 100
«Plateau / Плато — независимая (кураторская) онлайн платформа, которая фиксирует процессы и динамику в молодом современном искусстве. Мы встречаемся с художниками, кураторами, критиками для того, чтобы сделать современное искусство доступным и открытым для всех» — написано в описании канала. Платформа делает очень качественный эксклюзивный контент, который, на первый взгляд, абсолютно не соответствует царящим на площадке правилам: здесь тебе ни ярких заставок, ни стоковой музыки, ни монтажной динамики. Однако, как только начинаешь смотреть их интервью, сделанные в духе «Вписки»-наоборот, то буквально проваливаешься в нежную и чуткую художественную атмосферу жизни современного, а точнее актуального, художника.
Плато не гонятся за громкими именами и сливками общества — записывают приятные камерные интервью с Сашей Кутовым, «Городом Устиновым», Черепановыми, а недавно на канале появился и второй сезон с представителями молодежной сцены британского искусства. Команда создает свое плато Путорана — личную выборку и карту любимых художников, которых не знать нельзя. Тут словно все пронизано новой этикой и заботой: никакого троллинга и подколов — только серьезная, хирургическая и психологическая, критика своего дела и своей любви к искусству, не лишенных сомнений, страхов, неуверенности.
Конюшихина пытается пройти между Сциллой и Харибдой: расширить аудиторию серьезной художественной практики и критики с помощью мультимедийности ютуба и не коллапсировать в пошлые форматы площадки. Если судить по подписчикам, то получается не очень, а жаль — такой прекрасный контент достоин большего. Но если судить с позиций подрыва, то само создание таких критических шедевров — уже огромная победа.
ARTПАТРУЛЬ
Автор галерист Юрий Омельченко
О чем популяризация современного искусства от первого лица
Подписчики 11,3 тыс.
Просмотры 7,8 тыс.
Юрий Омельченко — создатель, совместно со своей сестрой Анастасией, галереи современного искусства Omelchenko Gallery. По его словам, основной целью создания ютуб-канала стала популяризация современного искусства именно для российской молодежи: «Я начал знакомиться с художественной жизнью и понял, что это такой междусобойчик. Вещи вроде делаются великие, художники создают потрясающие произведения, искусство вечности, но ты выходишь за порог, например, Винзавода, Гаража или Omelchenko Gallery — не важно, какого размера институция — и дальше всё. Два издания написали, одну картинку купили с горем пополам одни и те же коллекционеры и на этом всё умерло.Так появилась идея проекта, спонтанно состоялся первый выпуск».
Не русскими выставками едины: Омельченко гоняет не только по Москве, но и записывает трип-дневники о зарубежных и замосковских выставках, поэтому если вы по каким-либо причинам не выездной — это то, что нужно. Венецианская и Красноярская биеннале, Vienna Contemporary, ярмарка в Майями, «Таврида» — здесь точно есть, на что посмотреть: Омельченко подлавливает не только Виктора Мизиано и Дмитрия Ханкина, но и зарубежных кураторов, художников и искусствоведов (так что если хотите подучить английский для художников — вам сюда). Получается настоящий «арт-патруль» — Омельченко с командой патрулирует топовые события в мире современного искусства и переводит их на легкодоступный массовый и молодежный язык, не уставая при этом постоянно удивляться.
АРТОБСТРЕЛ
Автор художник Николай Рындин
О чем художник из Суриковки в поисках своего места под солнцем российского совриска
Подписчики 21,5 тыс.
Просмотры 6,6 тыс.
Канал Николая Рындина можно назвать самым популярным и продуктивным из всех из нашего списка: появился он позже АРТПАТРУЛЯ и OH MY ART, но уже обогнал по количеству подписчиков своих коллег. Причин этому несколько. Во-первых, Рындин агрегирует несколько аудиторий: помимо студентов современных академий к нему заглядывают и представители художественной богемы — любители походить по вернисажам Винзавода и «Гаража». На канале есть несколько типов контента: обзор художественных материалов и техник, репортажи с выставок и ярмарок, стримы, интервью, а также творчество в режиме реального времени, где Рындин пишет портреты или натюрморты, сопровождая процесс веселыми комментариями и историями. Во-вторых, подача материала решает: вместо серьезных и высоколобых обзоров Николай сыплет шутейками и успевает потролить представителей арт-тусовки — от никому неизвестного художника с серьезным лицом, до мастодонта галерейного бизнеса Ханкина. Камера не скрывает ничего: в итоге становится ясно, кто шут, а кто король. Возможно, такая свободная подача обусловлена в том числе тем, что канал — «первый независимый».
Так что если вы хотите научится натягивать холст, а также узнать, откуда на выставке взять напитки, даже если они уже закончились, тогда — «ссылочка в описании».
NONSNS TV
Авторы художники Руслан Поланин, Мария Челоянц, Георгий Голицын
О чем мерцающая ирония над телевизором
Подписчики 94 человека
Просмотры 100
NONSNS отпочковался от APXIV — самоорганизованной инициативы, в свое время базировшейся на НИИДАРе. Уже в рамках APXIV художники делали свои первые обзоры на выставки, но регулярности им не хватило. Возможно, все дело в самой сути, ясно обозначенной в описании: «АРXIV — пространственно-временная структура в процессе постоянной трансформации. Пульсация конфигураций порождается степенями свободы ее элементов и формирует поле независимого высказывания».
Руслан Поланин, Мария Челоянц, Георгий Голицын в 2019 году создают NONSNS — необходимую обыкновенную наивную спекулятивную новую самоорганизацию, и устраивают помпезную презентацию первого выпуска с собственным мерчем и картонным куратором Андреем Паршиковым. Сейчас на канале — два обзора: о Cosmoscow и Премии Кандинского, но весь сок — не в них. Гораздо большего внимания заслуживают тизеры к каналу (первые видео), «Альманах рекламы» и «Триптих “Успех”», в которых художники иронизируют над самим жанром телевидения. Они записывают видеоартовые тизеры, в которых используют массовые коммерческие коды для дистрибуции самоорганизации как товара, рекламируют SUPERMARKET в Цветном, деконструируя ярмарки, где искусство «продают килограммами», подставляют себя в передачу Ивана Урганта или Юрия Дудя (интересно, В «Свою игру» они играют по-настоящему, как думаете? Уж больно натурально). Все это превращает приставку «TV» скорее в современное искусство, в рамках которого художники заигрывают с форматом и используют его как медиум. Получается убойно: после NONSNS все предыдущие каналы смотришь с критической дистанции. В конце концов в чем, как не в этом, смысл и миссия современного искусства?
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы быть в курсе всех последних новостей
TG — VK — IG —FB