Запреты древности и нового времени - Newartdom

Запреты древности и нового времени

Публикуем двухчастный материал о сложных отношениях искусства и цензуры.

В первой части художественный критик Анастасия Хаустова рассуждает о зарождении цензуры, средневековом иконоборчестве и о том, как художники нового времени противостояли архаичным устоям Академий.

Доисторическая скульптура «Венера Виллендорфская» (Venus of Willendorf) в 2018 году была подвергнута толерантной цензуре социальной сети Facebook как порнографическое изображение © his.ua

Что заставляет нас скрывать свои мысли или стесняться того, что мы делаем? Этот вопрос становится наиболее острым, когда мы говорим об искусстве. Иммануил Кант в своей третьей «Критике» размышлял о сущности искусства (Kunst) и определял его как «созидание через свободу». Он противопоставлял искусство науке (Wissenschaft) и ремеслу (Handwerke). От первой оно отличается практической направленностью, а от второго — свободой. Искусство как область «свободной игры» не обусловлено прагматикой или жесткими законами создания и функционирования, иначе оно потеряло бы свою специфику, а также тот эмансипаторный потенциал, который в нем заложен. Однако с начала времен, от эпохи к эпохе, искусству пытаются приписать те или иные правила функционирования, начиная от конкретных идей — что именно считать искусством, а что нет, какое искусство является настоящим, а какое нет — и заканчивая радикальными запретами на создание или показ тех или иных художников и их произведений.


Сократ… преступает закон тем, что развращает молодых людей и богов, которых признает город, не признает, а признает другие, новые божественные знамения. Требую для него смертного приговора.

Мелет на суде над Сократом, 399 г. до н.э.


Сама история запрета своими корнями уходит в далекую древность. Запрет — один из основных антропологических атрибутов человека. В своей работе «Тотем и табу» Зигмунд Фрейд обращался к антропологии запрета и связывал современные законы с древней практикой табуирования, то есть запрета. По мысли Фрейда, действуя сперва как вполне логичный и целостный механизм защиты, многие табу в итоге утрачивали свою обусловленность и становились неоправданно жесткими. Если запрет на брак в одном и том же племени (иначе — на инцест) обусловлен тем, что близкородственные половые отношения приводят к нежелательным генетическим мутациям у потомства, то табу на общение между не кровными родственниками (например, зятем и тещей) — скорее запрет психологический: «Ограничения табу представляют собой не что иное, как религиозные или моральные запрещения. Они сводятся не к заповеди бога, а несут запреты сами по себе. От запретов морали они отличаются отсутствием принадлежности к системе, требующей вообще воздержания и подводящей основание для него. Они неизвестного происхождения. Непонятные для нас, они кажутся чем-то само собой разумеющимися для тех, кто находится в их власти»[1]. Таким образом, табу становится далеким предком любого ограничительного закона. В то же время, любое ограничение — это способ упрощения межличностной и межгрупповой коммуникации: соблюдать закон проще, нежели справляться с последствиями его нарушения. Однако, как быть в тех случаях, когда закон — излишне строг и ограничивает действия там, где, казалось бы, мы наоборот должны быть максимально свободными, например, в искусстве?


Если мы не ошибаемся, то понимание табу проливает свет на природу и возникновение совести.

Зигмунд Фрейд, «Тотем и табу» (1913)

Старинные тотемы в парке Стэнли, Канада

Современные историки считают, что цензура возникла тогда, когда появился правящий класс как таковой. Наличие власти озадачивало еще и тем, что ее нужно было как-то сохранять: так и появились механизмы запретов и предписаний. Само слово censura — от лат. «строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика» — возникло от census, что означало в Древнем Риме перепись имущества и разделение людей на социально-политические классы согласно их возможности платить налоги и участвовать в военных действиях. В Древнем Риме существовала должность цензора, учрежденная в 434 году до н.э. политиком и военачальником Эмилием Мамерком. Цензор должен был производить перепись имущества граждан и следить за архитектурой и искусством — в них не должно было быть ничего, что могло оскорбить императора. Отдельных цензоров избирали до 81 года нашей эры, после их полномочия напрямую получил император. С тех пор, цензура — это неотъемлемая функция любого государства, которое реализует систему запретов и ограничений, а также механизм пропаганды. Институты, которые в тот или иной исторический период были тесно сращены с государством или претендовали на звание верховной власти, как раз и становились проводниками цензуры.

Например, в эпоху средневековья отношения между государством и церковью несколько раз меняли свой вектор. Скажем, в Византии VIII века, когда государство почувствовало, что церковь крепчает и начинает занимать главенствующее положение, оно способствовало иконоборчеству. Дело в том, что, хотя и строго канонические, изображения библейских сюжетов и святых становились отличным способом распространения христианских идей, отчего церковь становилась популярнее императора. Подвергнув гонениям иконопочитателей, которые составляли подавляющее большинство среди церковных деятелей, светская власть по существу устранила сильного и опасного конкурента.

Миниатюра из Хлудовской псалтири: аллегорическое изображение иконоборчества.

Началом иконоборческого периода принято считать 726 год, когда группа людей, связанных со двором, уничтожила особенно чтимое изображение Христа над одним из врат — основным входом во дворец. Его заменили крестом и надписью, которая укрепляла значение императора как противника икон. В 730 году был издан эдикт, запрещавший иконы. В этот период огромный урон был нанесен изобразительному искусству, подавляющее большинство произведений было уничтожено. В 843 году иконопочитание было восстановлено, что ознаменовало укрепление позиций церкви, а также объединение власти светской и религиозной.


Заклинаю тебя самым дорогим, что есть в нашей дружбе: зачем ты ищешь доказательств любви в пустых формах? Изображение какого человека ты от меня ждешь: небесного или земного? Я знаю, ты желаешь тот образ, что возлюбил в тебе Царь небесный <…> Но я беден и болен, ибо унижен грубым земным своим образом, и как посмею изобразить себя, попирая небесный образ земными преступлениями? Стыдно мне в любом случае: нарисовать себя таким, какой я есть — позорно; таким, какой я не есть — дерзновенно.

Епископ Павлин Ноланский (ок. 400 г.) в ответ на просьбу прислать свой портрет


Запрет на изображение живых существ, который до сих пор является определяющим при создании произведений исламского искусства, также является одним из примеров иконоборчества: «В исламе даже хране­ние таких изо­браже­ний порицается. Например, в одном ­из хадисов (изре­че­ний пророка Мухаммада) говорит­ся, что в Суд­ный день Бог прикажет вла­дельцам ожи­вить их. В другом утвер­ждается, что ангелы не войдут в дом, где хранятся изображения живых существ». Отсюда вытекает специфический характер исламского искусства — изображение орнаментов, узорных фресок, почитание художественного ремесла в противовес чистому и свободному искусству. Однако фигуративная живопись все же вторгалась в исламскую культуру с предметами роскоши из завоеванных стран, что положило начало исламской книжной миниатюре. 

Средневековая цензура. Mettener Regel, Germany 1414.

Когда власть и церковь тесно переплетены друг с другом или обладают схожей степенью воздействия на людей, причин для запретов становится в два раза больше: во-первых, никому не разрешается оскорблять представителей власти, а во-вторых, устанавливается ряд обязательных канонов для изображения библейских сцен.

В средневековой и возрожденческой Европе за уничижительное изображение короля могли лишить глаз или руки, однако периоды жесткого надзора перемежались здесь с тем, что Михаил Бахтин назвал карнавалом. Во время средневековых карнавалов народу разрешалось петь бранные частушки, хулить короля, вести себя непристойно, рисовать карикатуры — и все потому, что карнавалы считались отличным способом «выпустить» народный пар: «Пафосом смен и обновлений, сознанием веселой относительности господствующих правд и властей проникнуты все формы и символы карнавального языка. Для него очень характерна своеобразная логика ”обрастности”, “наоборот”, “наизнанку”, логика непрестанных перемещений верха и низа («колесо»), лица и зада, характерны разнообразные виды пародий и травестий, снижений, профанации, шутовский увенчаний и развенчаний. Вторая жизнь, второй мир народной культуры строится в известной мере как пародия на обычную, то есть внекарнавальную жизнь, как “мир наизнанку”»[2]. Одним из примеров произведения, наглядно демонстрирующего такое переворачивание, является «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. По Бахтину, наличие карнавальной культуры уравновешивало строгость и сухость повседневной рабочей жизни, переворачивало, хотя бы ненадолго, сложившиеся властные иерархии, что позволяло сохранить равновесие между так называемым верхом — правящим классом и низом — народом.


По милости божией, с наук на моих глазах сняли запрет, они окружены почетом, и произошли столь благодетельные перемены, что теперь я едва ли годился бы в младший класс, тогда как в зрелом возрасте я не без основания считался ученейшим из людей своего времени… Ныне науки восстановлены, возрождены языки: греческий, без знания которого человек не имеет права считать себя ученым, еврейский, халдейский, латинский. Ныне в ходу изящное и исправное тиснение, изобретенное в мое время по внушению бога, тогда как пушки были выдуманы по наущению дьявола. Всюду мы видим ученых людей, образованнейших наставников, обширнейшие книгохранилища… Ныне разбойники, палачи, проходимцы и конюхи более образованны, нежели в мое время доктора наук и проповедники. Да что говорить! Женщины и девушки — и те стремятся к знанию, этому источнику славы, этой манне небесной!

Гаргантюа Франсуа Рабле (ок. 1540)

«Карта Мира, помещенная в голову Дурака», ок. 1590 г. (Национальная библиотека Франции)

Что касается церкви, то она всегда настаивала на своей серьезности и строгости, что подтверждает наличие таких религиозных явлений, как самобичевание, епитимья, аскеза. Культура и искусство в понимании церкви должны были преследовать лишь несколько целей: во-первых, иллюстрировать священное писание, во-вторых, воодушевлять на веру, в-третьих, способствовать покаянию благодаря серьезности изображения страстей и мук Христа, умершего за человеческие грехи.

Если не углубляться в споры о правильной и неправильной трактовке христианства, остановимся на каноне изображения религиозных мотивов и сюжетов. Основываясь на церковном каноне иконописи, даже светские картины, изображающие сцены из Библии, должны были наследовать некоторым правилам. Во-первых, образы библейских героев должны подчеркивать их божественный и сверхъестественный характер, отсюда кощунственным стал любой намек на натурализм или реальный прототип. Во-вторых, поскольку сверхъестественный мир, согласно христианскому вероучению, — это мир вечный, неизменяемый, постоянный, то фигуры библейских персонажей и святых, чтобы быть узнаваемыми, должны изображаться с определенными атрибутами. В-третьих, поскольку задачей византийского иконописца было постижение вечной метафизической сущности вещей, икона предъявляла специфические требования к отображению пространства и времени. Предметы изображались не такими, какими их может видеть человек в данный момент из определенной пространственной точки, а такими, какими представлялись они иконописцу с точки зрения их сущности. Отсюда и в светских изображениях библейских сцен огромное количество аллегорий и метафор.

Лукас Кранах Старший (?). Сожжение запрещенных книг перед правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином?). Около 1530 года

За соблюдением этих правил впоследствии стали следить Академии искусств. Первой художественной академией считается Академия дельи Инкамминати — бастион болонской школы живописи — основанная около 1585 года в Болонье братьями Карраччи. Academia degli Incamminati означает — «Академия вступивших на правильный путь». «Правильный путь» был прописан в уставе, хранился преподавателями Академии, а также включал в себя рисование с натуры, эклектизм, набожность. Из Академии вышли такие великие живописцы, как Франческо Альбани, Гвидо Рени и Доменикино. Впоследствии художественные академии становились все более популярными, что вызывало своеобразную «инфляцию кадров», штамповку одинаковых мастеров.

Гвидо Рени. Смерть Клеопатры (ок. 1595—98). Капитолийская Пинакотека, Рим

Однако это не могло не породить недовольство — конечно, со стороны художников. Для некоторых академистов рамки предписаний, установленные учебным заведением, были слишком тесны и мешали реализации актуальных визуальных высказываний. Структура академии слишком консервативна, иерархична, она опирается на уважаемые, но устаревшие правила и запреты. Нежелание мириться с чужими правилами и оценками становилось стимулом для действия и развития. Примечательна здесь история реалиста Гюстава Курбе. В конце 1840-х годов академизм все еще был официальным направлением французской живопись, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок.

Гюстав Курбе, Мастерская художника, 1855

В 1855 году Курбе, раздраженный недоброжелательной критикой, опубликовал свой знаменитый «Манифест реализма». В том же году в Париже состоялась вторая Всемирная выставка. Ее особенностью стал обширный раздел изобразительного искусства, где экспонировали около пяти тысяч картин более чем двух тысяч художников. Специальные отделы французского искусства посвятили Энгру, Делакруа, Декану. Жюри выставки приняло одиннадцать картин Курбе, но отвергло два самых значительных произведения: «Похороны в Орнане» и «Мастерскую художника». Художник, отказываясь подчиняться такому решению, устроил в специально построенном здании «Павильон реализма», где показал около сорока картин. Брошенное критиками в качестве насмешки слово «реализм» стало основой целого направления, сам же Курбе называл себя реалистом. Тем самым он не только принял вызов академического жюри, но и нарушил правила, устроив выставку без государственного разрешения. Выставка не имела успеха, и зрители и критики скорее недоумевали, смеялись и возмущались «грубым искусством». Но картины оценили Эжен Делакруа и Шарль Бодлер, который утверждал, что вызов Курбе «произвел впечатление взрыва»[3].

Одним знаменитым историческим следствием противоречия между классической Академией и художниками, которые ей не соответствовали, стало появление Салона отверженных (фр. Salon des Refusés) — выставки, на которой были представлены полотна и скульптуры, отвергнутые в 1860–70-х годах академическим жюри Парижского салона.

Анри Жерве, Заседание жюри по живописному отделу парижского салона, 1885

В 1863 году число полотен, которые один художник мог подать на салон, было ограничено тремя, что вызвало резкую критику со стороны художественных кругов Франции. Из 5 тысяч полотен, представленных на суд как никогда строгого жюри тремя тысячами живописцев, было отклонено шестьдесят процентов. Когда Наполеон III посетил выставку, он нашел, что отвергнутые полотна мало чем отличаются от тех, что были приняты жюри, и выступил с невероятным заявлением: «Император получил многочисленные жалобы в отношении произведений искусства, отвергнутых жюри Салона. Его Величество, желая дать возможность общественности прийти к собственному заключению о правомерности этих жалоб, решил, что отвергнутые произведения будут выставлены напоказ в другой части Дворца Индустрии. Выставка эта будет добровольной, и тем, кто не пожелает принять в ней участие, нужно будет лишь уведомить администрацию, которая незамедлительно возвратит им их работы».


Известие привело парижские мастерские в состояние замешательства. Ликовали и обнимали друг друга. Но затем на смену восторгам пришло отрезвление. Что же теперь делать? Воспользоваться предложением и выставить свои работы? Это значит — решиться (и не без ущерба для себя) дать ответ на вопрос, подразумеваемый в самом решении, — отдать себя на суд публики, в случае, если работа признана явно плохой. И это значит поставить под сомнение объективность Комиссии и перейти на сторону Института не только в настоящее время, но и на будущее. А если не выставлять? Это значит — отдаться на суд жюри и таким образом, признав свою бездарность, способствовать росту его авторитета.

Жюль Кастаньяри (нач. 1860-х)


Экспозиция, в которой участвовали Мане, Писсаро, Сезанн, Фантен-Латур и многие другие еще неизвестные новаторы, с самого начала притягивала большое число посетителей. Выставка оказалась бо́льшим магнитом, чем официальный салон. Пресса посвящала живописцам, выставленным в «Салоне Отверженных», все более обширные статьи, большинство которых, однако, носило негативный характер. Полотна салона подвергались насмешкам со стороны посетителей, и в общем можно сказать, что реакция публики была отрицательной.

Но несмотря на негативную оценку работ новых художников, именно они будут стоять у истоков современного искусства — такого, которое мы знаем: свободного, дерзкого, не любящего подчиняться ничьим правилам.


Всякие правила насчет того, что следует и чего не следует читать, просто нелепы. Современная культура более чем наполовину зиждется на том, чего не следует читать. 

Оскар Уайльд (1894)

Продолжение следует.

Примечания

  1. Фрейд З. Тотем и табу. — М. Азбука, 2011 — С. 39
  2. Бахтин М. Творчество Франсуа Раблеи народная культура средневековья и Ренессанса. — М. Эксмо, 2015. — С. 20
  3. Курбе Г. Письма, документы, воспоминания современников. — М.: Искусство, 1970. — С. 22

Анастасия Хаустова


Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы быть в курсе последних новостей
TG — VK — IG —FB

FAQ

остались вопросы?

ЗАКАЖИ КОНСУЛЬТАЦИЮ

    Чем NEWARTDOM отличается от других онлайн-школ?

    Онлайн-школа современного искусства NEWARTDOM — это образовательная платформа, созданная успешными практикующими художниками, кураторами, теоретиками и дизайнерами. Мы предлагаем курсы, модули курсов, а также три годовые программы обучения, которые познакомят вас с актуальным состоянием российского и зарубежного искусства и помогут интегрироваться в международную арт-среду.

    • мы предлагаем индивидуальное системное образование, основанное на свободе выбора и ответственном планировании
    • только живые занятия, индивидуальный подход и небольшие группы до 15 студентов — все как в школе или университете, только удаленно
    • многолетний преподавательский опыт в Северной Америке и сотни успешных учеников
    • интердисциплинарный подход к образованию 
    • наша школа — это новаторское авторское высказывание в области художественного обучения, которое не имеет аналогов
    С чего начать обучение?

    Наши курсы делятся на три блока:

    арт-практики: знакомство с мультидисциплинарными направлениями в современном искусстве и создание авторского проекта.

    история и теория: курсы о современном состоянии критической теории или дискурса, кураторстве, коллекционировании, истории искусства.

    дизайн: практические курсы, нацеленные на конкретные навыки: брендинг, типографика, плакат, макетирование и т.д. (перейти на страницу курсов).

    Тематические модули позволяют сформировать полноценное представление о той или иной тенденции в художественной практике и получить новые компетенции в области современного искусства, что даст отличный старт в той или иной карьере (перейти на страницу модулей).

    Две годовые программы «АРТ-ГОД» берут за основу северо-американскую систему обучения, в рамках которой у студента есть возможность выбирать специализацию и ритм занятий (перейти на страницу годовых программ).

    Мы предлагаем

    • школьникам подготовить портфолио для поступления
    • учащимся художественных вузов и школ овладеть дополнительными навыками и дисциплинами
    • практикующим художникам и дизайнерам расширить свое профессиональное портфолио
    • педагогам быть в курсе новейших образовательных тенденций
    • кураторам и арт-менеджерам узнать об актуальном состоянии международной художественной практики
    • тем, кто хочет освоить новую профессию начать карьеру в сфере современного искусства или дизайна
    • любителям и интересующимся расширить горизонты творческого восприятия своей повседневности

    Все еще не определились? Позвоните или напишите нам и мы с радостью поможем сделать вам правильный выбор.

    Я хочу быть дизайнером. Какие программы выбрать, чтобы подготовить портфолио и успешно поступить в художественный вуз?

    Для тех, кто хочет стать дизайнером и продолжить образование в лучших российских и зарубежных вузах, NEWARTDOM предлагает годовую образовательную программу «NAD-DESIGN»Вас ждут более 152 академических часов дизайн-практик. В рамках системных теоретических и практических занятий вы создадите проекты, которые сможете включить в свое дизайнерское портфолио.

    Начнем с основ брендинга, затронем историю и теорию искусства и продолжим созданием сложных и качественных дизайн-проектов, для которых вы продумаете концепцию и презентацию. Творческая и интеллектуальная работа в группе единомышленников поможет вам развить и воплотить в жизнь свои самые необычные задумки и идеи (перейти на страницу программы).

    Я хочу стать художником, но не знаю с чего начать. Вы поможете мне определиться?

    Для вас NEWARTDOM предлагает годовую образовательную программу «NAD-ART». Мы поможем вам сформировать отличное портфолио из порядка 15 арт-проектов и выбрать вуз для дальнейшего поступления. Продвигаясь от простого к сложному, вы приобретете важнейшие навыки в области современных арт-практик и полностью подготовитесь к интеграции в глобальную художественную среду.

    Вас ждут 152 академических часов теоретических и практических занятий, увлекательные домашние задания, общение с сокурсниками и совместные обсуждения арт-проектов. Образование в NEWARTDOM нацелено не просто на овладение теми или иными техническими инструментами, а на генерацию идей и умение воплощать их с помощью любых инструментов (перейти на страницу программы).

    Я хочу получить профессию художника / дизайнера / иллюстратора / педагога. С чего начать?

    Для тех, кто хочет больше узнать о мультидисциплинарных художественных направлениях и продолжить образование в лучших вузах мира или карьеру в сфере современного искусства, NEWARTDOM предлагает тематические модули NEWARTDOM. Вы можете полностью погрузиться в актуальное искусство (contemporary art) и создавать оригинальные арт-проекты или пойти в смежные области, такие как архитектура, мода, СМИ, кино и театр. Однако в каждой из них необходимы художественное видение, мультидисциплинарность, знание теории и навыки дизайна. Именно поэтому наши модули выстроены таким образом, чтобы не только повысить ваши узкоспециальные компетенции и расширить поле выбора, но и, главное, акселерировать успешный старт вашей карьеры. 

    В каждом модуле — 7 курсов, прохождение которых станет отличным стартом вашей карьеры и позволит сформировать портфолио под конкретную специальность — фотографа, куратора, аниматора, художника, педагога, иллюстратора и т.д. (перейти к списку модулей).

    Я люблю рисовать и хочу подготовиться к поступлению в вуз. Вы можете помочь?

    Программа наших курсов включает не только теорию, но и интерактивное взаимодействие: вы наблюдаете за преподавателем, получаете задания, вместе обсуждаете процесс работы. При этом онлайн-формат связывает вас из любой точки планеты. Регулярные консультации с ментором и общение в группе помогут разработать проблематику и концепцию произведения, а также уточнить технические рекомендации. Однако основная часть работы остается за вами — дома, в студии, где бы вы ни находились.

    В результате обучения в NEWARTDOM вы подготовите уникальное портфолио, которое станет вашим билетом для поступление в любой художественный вуз или школу, а также повысит ваши шансы для прохождения на бюджет.

    Как записаться на обучение в NEWARTDOM?

    Для того, чтобы поступить на курсы NEWARTDOM, выберите подходящую для себя форму обучения:

    • отдельные курсы и формат «Собери свой модуль» идеально подойдут для знакомства с направлениями актуального искусства или же для повышения квалификации
    • выберите тематический модуль если хотите погрузиться в профессию и создать качественное и конкурентное портфолио
    • в рамках годовой образовательной программы вы подготовитесь для поступления в учебное заведение своей мечты и создадите портфолио из порядка 10 арт-проектов, которое станет вашим пропуском в мир современного искусства.

    После того, как вы выбрали формат, нажмите на кнопку «Зарегистрироваться». После заполнения небольшой анкеты мы создадим вам личный кабинет, в котором вы впоследствии сможете составить свое личное расписание. Мы пришлем вам на почту всю необходимую информацию об обучении и инструкции.

    Для оплаты обучения вы будете перенаправлены на страницу платежной системы. Для тематических модулей и годовых программ доступна оплата в рассрочку (при которой, однако, сгорает скидка 10% на тематический модуль и 15% на годовую программу).

    Если на любом из этих этапов у вас возникнут вопросы, мы с радостью поможем вам: позвоните нам по бесплатному номеру 8-800-302-68-62, напишите на почту info@newartdom.com или заполните форму обратной связи справа.

    Когда я смогу приступить к занятиям?

    Мы сформировали расписание школы максимально удобным образом:

    • все занятия каждого курса идут раз в неделю в одно и то же время вечером — так вам будет проще совмещать учебу и повседневные заботы
    • курсы из годовых программ стартуют каждые полтора месяца — таким образом вы сможете начать обучение с любого месяца
    • вы можете самостоятельно составить расписание и даже перенести запись на курс (но не позднее, чем за 7 дне до старта) в своем личном кабинете
    • ваша образовательная программа — индивидуальна, поэтому вы можете заниматься в своем темпе: раз в неделю или чаще

    Поэтому вам не нужно долго ждать старта вашей обучающей программы: достаточно записаться на первый курс из списка курсов и приступить к обучению уже в этом месяце!

     

    Еще больше ваших вопросов и наших ответов

    Что такое портфолио и зачем оно мне нужно?

    Портфолио — это первый шаг в вашей карьере. Это набор из 12-15 ваших лучших работ, которые вы показываете при поступлении в вуз или приёме на работу. Портфолио демонстрирует ваш творческий потенциал, оригинальность ваших идей и уровень профессиональных возможностей — все то, что находится в сфере пристального внимания приемной комиссии вуза или потенциального работодателя.

    Я хотел бы научиться понимать не только о классическое, но и о современное искусство. Что я смогу узнать о нем на ваших курсах?

    Наши теоретические курсы формируют наиболее полное представление о той или иной проблематике в современном искусстве. Мир не стоит на месте, искусство меняется под воздействием определенных инноваций, научных открытий или философских теорий, которые постоянно актуализируют вопрос о месте человека во вселенной или о смысле человеческого существования. Интернет, технологии, устройство современных городов влияют на нас, на нашу жизнь, на способ ее фиксации и описания.

    Именно об этих исторических изменениях мы будем говорить, а также учиться не отбрасывать современное искусство как «странное», «некрасивое», «опасное», а понимать его и вдохновляться им.

    Я хочу освоить дизайн, но еще не установил Adobe Photoshop. Можно обойтись без него?

    Наша задача состоит в том, чтобы познакомить вас не только с инструментами дизайна, но с самой его сутью: производством идей и концептов, которые могут быть реализованы с помощью любых инструментов, будь то компьютер или листок бумаги и карандаш.

    Актуальный дизайн перестает быть только утилитарным и безликим, но становится критическим: современный дизайнер скорее ставит вопросы, нежели чем предлагает готовые решения, заставляет задуматься, а не бесконтрольно покупать, настаивает на авторстве и оригинальности и формирует гражданина, а не потребителя. Дизайнерские курсы NEWARTDOM не просто передают вам знания о механистических навыках производства и инструментах их реализации, но и знакомят с новейшей философией дизайна, которая сегодня начинает работать для возможного будущего, где дизайнер становится посредником между миром людей и миром вещей.

    Как проходит обучение в NEWARTDOM?

    Обучение проходит дистанционно — то есть вам не обязательно куда-то ехать или выходить из дома, чтобы посетить занятие или «сдать экзамен». Единственное, что вам понадобится — доступ к интернету. Все занятия проходят в формате синхронных занятий в режиме «живого дистанта» (вебинаров), на которых вы общаетесь и обсуждаете тему с преподавателем и сокурсниками. Асинхронные — самостоятельные — занятия включают в себя консультации в режиме обратной связи от преподавателя. Все как в университете или школе — только удаленно!

    Обучение проходит на популярной и удобной платформе GSuit, в рамках которой можно обмениваться файлами, чатиться, созваниваться и проводить видео-встречи. NEWARTDOM предоставляет все необходимые инструкции и техподдержку, от вас же требуется просто иметь или завести аккаунт Google.

    В чем преимущества онлайн-обучения?

    Вы можете находиться где-угодно: в любой стране, в Москве, небольшом городе или поселке — это не важно. Главное, чтобы у вас был доступ к интернету, а также телефон или ноутбук для встреч в прямом эфире.

    Онлайн-обучение упрощает обратную связь: вы всегда можете задать вопрос или поговорить с преподавателем при помощи чата, почты, форума или аудио-/видеосвязи на платформе для дистанционного обучения.

    Такое обучение доступно абсолютно любому человеку. Не важен уровень вашей подготовки, темп обучения, коммуникационные навыки или физические способности.

    А что же остается от школы или университета?

    Мы взяли все преимущества живого системного образования, но сделали его еще более доступным. Вы будете обучаться в небольших группах и иметь все возможности для качественного общения и обсуждения проектов. И все это — не выходя из дома или имея доступ к интернету в любой точке мира! NEWARTDOM предлагает не записи лекций, а синхронные занятия с преподавателем, на которых вы в любой момент можете задать вопрос или начать обсуждение. В деле обучения гуманитарным и практическим дисциплинам постоянная и живая поддержка ментора — главный ключ к успеху. Именно поэтому мы не рекомендуем пропускать занятия, ведь именно в диалоге строится фундамент для вашего последующего познания и продвижения.

    Сложно ли учиться?

    По структуре онлайн-образование мало чем отличается от реального обучения в школе или вузе, но основной упор сделан все же на самостоятельной работе. Мы покажем вам все возможные пути поиска и накопления информации, но мы не сможем провести за вас исследование или создать проект. Мы проверяем домашние задания, следим за соблюдением дедлайнов и всегда готовы помочь разобраться с трудностями или ответить на любые вопросы. Мы заинтересованы в качественной передаче знания, поэтому даже если будет не легко, то интерес гарантирован однозначно.

    У меня получится совмещать обучение в NEWARTDOM с работой или учебой в школе или вузе?

    График занятий построен таким образом, что основные лекции и практикумы проходят в вечернее время, а самостоятельной практической работой вы можете заниматься тогда, когда вам удобно. Главное, решиться на активный и интенсивный формат работы и получения знаний, составить реалистичный повседневный график и не забывать об отдыхе.

    Если у вас все же возникнут сложности, вы всегда сможете обратиться к менторам: они подскажут, как эффективно расставить приоритеты и организовать рабочее время и пространство, а также поддержат в трудную минуту или дадут полезный совет.

    Будет ли выдан документ, подтверждающий обучение?

    Да, при прохождении отдельных курсов и модулей студенты получат сертификат участника, а при прохождении полной годовой программы или образовательного модуля — сертификат о системном образовании NEWARTDOM.