Инсталляция: от ассамбляжа до мультимедиа - Newartdom

Инсталляция: от ассамбляжа до мультимедиа

Путь инсталляции от кубизма Пикассо до атмосферных работ Элиассона.

Предпосылки для появления инсталляции возникли тогда, когда картина — эталонный вид искусства — стала выходить за пределы своей рамы. 

Первые шаги к этому предприняли еще кубисты, когда впервые стали, помимо краски, использовать кусочки ткани, вырезки из газет, картон и другие материалы. Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910 году, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создавал и Пабло Пикассо. С 1912 года оба художника систематически работали в этой технике, которая стала характерной особенностью живописи синтетического кубизма.

Жорж Брак, Скрипка и трубка, 1913

Дальнейшее расширение средств пластического искусства было уже не остановить. Пикассо во Франции, Владимир Татлин в России примерно в 1915 году создадут свои первые ассамбляжи (фр. assemblage — «сборка», »монтаж», сам термин введен Жаном Дюбюффе в 1953 году). В отличие от коллажа, ассамбляж использует и компанует как картину объемные детали и предметы. Татлин назовет свои «объемные картины» контррельефами, чтобы подчеркнуть намек на рельеф и тут же — уход от классического понимания рельефа как декора. Контррельефы Татлина «беспредметные», что сближает их с абстракционизмом. Они основаны на сопоставлении (противопоставлении) различных фактур и материалов, отчего они становятся похожи в то же время и на трехмерные коллажи.

Пабло Пикассо, Гитара, 1912–1914
Владимир Татлин, Угловой контррельеф, 1915

Следующий шаг к интердисциплинарности, то есть взаимопроникновению и обогащению различных видов искусств и дисциплин, сделал Марсель Дюшан. Отталкиваясь от кубизма и сюрреализма, он первым радикально поставил вопрос о границах искусства и нашел на него необычный ответ. Как пишет французский теоретик и художественный критик Терри де Дюв, Дюшан стал художником номинализма. Его подход к определению искусства был чрезвычайно прост — искусством является то, что названо таковым. Подтверждением этого стали его реди-мейды — готовые промышленные или массовые объекты, которые художник переприсваивал себе. В 1913 году он создал «Велосипедное колесо» — объект, состоящий из, соответственно, велосипедного колеса, приделанного к табурету. Говорят, Дюшан очень любил смотреть, как оно крутится — чем не зачин для кинетического искусства? В 1914 году он нашел сушилку для бутылок, «индустриально-барочные» формы которой показались ему пластически безупречными, подписал и поставил ее в мастерской. В 1917 году он «создаст» — а точнее выставит вместо произведения обычный писсуар — «Фонтан», который, будучи переоткрыт в 1950-х годах, полностью перевернет мир и историю современного искусства.

Марсель Дюшан, Писсуар (Фонтан), 1917

Параллельно реди-мейдам, которые уже невозможно было назвать скульптурами в привычном смысле слова, с 1915 года Дюшан создаст первые в истории искусства инсталляции — «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах (Большое стекло)» (1915–1923), «16 миль веревки» (1942), «Дано: 1. Водопад. 2. Светящийся газ» (1946–1966). Сложные инсталляции Дюшана существуют в нескольких измерениях: пространственных и даже временных. Например, «Большое стекло» он создавал 8 лет: видимо, именно столько понадобилось времени, чтобы на стеклах, из которых состоит инсталляция, собралось достаточное количество пыли, которую Дюшан также использовал в работе. «16 миль веревки» буквально заполонили выставку «Первые документы сюрреализма» в особняке на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке. Для того, чтобы посмотреть на другие произведения, зрителям приходилось пробираться через паутину веревок и, таким образом, осознавать, как труден бывает путь к пониманию искусства.

Марсель Дюшан, 16 миль веревки, 1942

«Дано», над которой художник работал 20 лет, вовлекала зрителя в сложную игру взгляда: когда человек нагибался, чтобы посмотреть в зрачок двери, за которой и была инсталляция — обнаженная девушка там лежала на горе хвороста на фоне ренессансного пейзажа — он оказывался не только зрителем, но и наблюдаемым.  

Дальнейшее развитие технологий, средств массовой информации, а также перформанса, вывело искусство инсталляции на новый уровень. Помимо разнообразного и всестороннего визуального впечатления, инсталляция задействует слух, осязание и даже обоняние. Она погружает зрителя в среду, созданную художником, предлагает окунуться в его мир. В 80-х годах XX века Илья Кабаков ввел термин «тотальная инсталляция», означающее целостное произведение, которое нельзя понять, пока не войдешь внутрь него. 

Илья Кабаков, Человек, который улетел в космос из своей комнаты, 1986

Кабаков хотя и самый известный, далеко не единственный русский художник, который работал в жанре инсталляции. Первой русской инсталляцией считается «Рай» Комара и Меламида (1973), которую художники устроили в одной из комнат советской квартиры. В начале 80-х Ирина Нахова начнет создавать свои «Комнаты», которые для нее станут не просто личным профессиональным прорывом, но и возможностью эскапизма, попыткой убежать от суровой советской действительности, насквозь пропитанной идеологией, в собственный мир.

Ирина Нахова. Комната № 1, 1983

На западе развитие инсталляции шло как минимум в трех направлениях. Такие художники как Роберт Раушенберг («Кровать» 1955, «Монограмма» 1955–1959) или Йозеф Бойс (например, в работе «Стая» 1969 года) сохраняли в своих инсталляционных работах «скульптурное» ядро, наследуя реди-мейдам Дюшана. Позднее такие объектные инсталляции выйдут за пределы музея и эволюционируют в лэнд-арт и стрит-арт. В конце 50-х Алан Капроу перейдет от коллажа к так называемым энвайронментам и хэппенингам, которые будут погружать зрителя в среду и давать им большую свободу вносить изменения в произведение. Это станет основой для дальнейшего появления и развития реляционной эстетики и партиципаторного искусства.

Йозеф Бойс, Стая, 1969
Аллан Капроу, Внутренний двор, 1961 

Нам Джун Пайк, пионер видеоарта, используя видеотрансляцию создаст в 1974 году работу «ТВ-Будда», что даст толчок к появлению мультимедиа инсталляции. Впредь у искусства и его восприятия не будет границ. В этой работе камера в прямом эфире записывала статую Будды, которая смотрела на телевизор, транслирующий эту запись, то есть, буквально, на саму себя, что включало ее в сложную систему отношений наблюдателя и наблюдаемого. 

Нам Джун Пайк, ТВ-Будда, 1974

Сегодня современные художники, каждый на свой лад, соревнуются в спектакулярности своих инсталляций. В ход идет тяжелая артиллерия художественных средств, которые должны вызывать у зрителя целый спектр чувств, эмоций и ощущений. Например, японская художница Яёй Кусама разрабатывает огромные комнаты, заполненные ее фирменной графикой и зеркалами, которые создают фрактальные, внеземные пространства. 

Яёй Кусама, Бесконечная зеркальная комната, видео 

Саунд-артист Карстен Николаи сопровождает свою музыку соответствующей визуализацией, что позволяет зрителю, как синестетику, «увидеть звук». Джеймс Таррелл в своих цветовых и световых работах погружает зрителя в среду симультанных контрастов, колористических нюансов и акцентов. А исландец Олафур Элиассон, автор знаменитой инсталляции The Weather Project (2003), работает с природными явлениями, влажностью и давлением, шире — атмосферой как таковой. Его проекты требуют от зрителя чуткого восприятия, как будто возвращают его к собственным чувствам в мире, где новостные ленты и соцсети буквально разрывают их на части. Так инсталляция гиперболизирует свою изначальную миссию — с помощью целостного погружения попробовать вернуть целостность восприятия. 

Джеймс Таррелл, Для Брижит Бардо, 2009 
Карстен Николаи, Unicolor, 2014
Олафур Элиассон, The Weather Project, 2003
Олафур Элиассон, The Weather Project, 2003
Олафур Элиассон, The Weather Project, 2003

Что еще посмотреть и почитать по теме:

1. Книга Кристианы Пол «Цифровое искусство». — Ад Маргинем Пресс, 2019

2. Видео «Эфемерные памятники: история и сохранение инсталляционного искусства» // The Getty

3. Лев Манович. Язык новых медиа // Сигма, 1 августа 2018, доступно по ссылке.

4. Мария Кравцова. Интервью с Сергеем Сапожниковым: «Этот театр, как и я сам, — гибрид всего на свете» // Артгид, 31 мая 2016, доступно по ссылке.

5. Видео Audioreact Lab — лаборатории саунд-арта


Подробности о курсе «Мультимедийная инсталляция»

Не можем в связи с этим не напоминить, что вовсю идет запись на осенний курс мультимедийной инсталляции, где вы создадите собственный интердисциплинарный мультимедийный проект!


Оншайн-школа современного искусства NEWARTDOM

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы быть в курсе последних новостей
TG — VK — IG —FB

FAQ

остались вопросы?

ЗАКАЖИ КОНСУЛЬТАЦИЮ

    Чем NEWARTDOM отличается от других онлайн-школ?

    Онлайн-школа современного искусства NEWARTDOM — это образовательная платформа, созданная успешными практикующими художниками, кураторами, теоретиками и дизайнерами. Мы предлагаем курсы, модули курсов, а также три годовые программы обучения, которые познакомят вас с актуальным состоянием российского и зарубежного искусства и помогут интегрироваться в международную арт-среду.

    • мы предлагаем индивидуальное системное образование, основанное на свободе выбора и ответственном планировании
    • только живые занятия, индивидуальный подход и небольшие группы до 15 студентов — все как в школе или университете, только удаленно
    • многолетний преподавательский опыт в Северной Америке и сотни успешных учеников
    • интердисциплинарный подход к образованию 
    • наша школа — это новаторское авторское высказывание в области художественного обучения, которое не имеет аналогов
    С чего начать обучение?

    Наши курсы делятся на три блока:

    арт-практики: знакомство с мультидисциплинарными направлениями в современном искусстве и создание авторского проекта.

    история и теория: курсы о современном состоянии критической теории или дискурса, кураторстве, коллекционировании, истории искусства.

    дизайн: практические курсы, нацеленные на конкретные навыки: брендинг, типографика, плакат, макетирование и т.д. (перейти на страницу курсов).

    Тематические модули позволяют сформировать полноценное представление о той или иной тенденции в художественной практике и получить новые компетенции в области современного искусства, что даст отличный старт в той или иной карьере (перейти на страницу модулей).

    Две годовые программы «АРТ-ГОД» берут за основу северо-американскую систему обучения, в рамках которой у студента есть возможность выбирать специализацию и ритм занятий (перейти на страницу годовых программ).

    Мы предлагаем

    • школьникам подготовить портфолио для поступления
    • учащимся художественных вузов и школ овладеть дополнительными навыками и дисциплинами
    • практикующим художникам и дизайнерам расширить свое профессиональное портфолио
    • педагогам быть в курсе новейших образовательных тенденций
    • кураторам и арт-менеджерам узнать об актуальном состоянии международной художественной практики
    • тем, кто хочет освоить новую профессию начать карьеру в сфере современного искусства или дизайна
    • любителям и интересующимся расширить горизонты творческого восприятия своей повседневности

    Все еще не определились? Позвоните или напишите нам и мы с радостью поможем сделать вам правильный выбор.

    Я хочу быть дизайнером. Какие программы выбрать, чтобы подготовить портфолио и успешно поступить в художественный вуз?

    Для тех, кто хочет стать дизайнером и продолжить образование в лучших российских и зарубежных вузах, NEWARTDOM предлагает годовую образовательную программу «NAD-DESIGN»Вас ждут более 152 академических часов дизайн-практик. В рамках системных теоретических и практических занятий вы создадите проекты, которые сможете включить в свое дизайнерское портфолио.

    Начнем с основ брендинга, затронем историю и теорию искусства и продолжим созданием сложных и качественных дизайн-проектов, для которых вы продумаете концепцию и презентацию. Творческая и интеллектуальная работа в группе единомышленников поможет вам развить и воплотить в жизнь свои самые необычные задумки и идеи (перейти на страницу программы).

    Я хочу стать художником, но не знаю с чего начать. Вы поможете мне определиться?

    Для вас NEWARTDOM предлагает годовую образовательную программу «NAD-ART». Мы поможем вам сформировать отличное портфолио из порядка 15 арт-проектов и выбрать вуз для дальнейшего поступления. Продвигаясь от простого к сложному, вы приобретете важнейшие навыки в области современных арт-практик и полностью подготовитесь к интеграции в глобальную художественную среду.

    Вас ждут 152 академических часов теоретических и практических занятий, увлекательные домашние задания, общение с сокурсниками и совместные обсуждения арт-проектов. Образование в NEWARTDOM нацелено не просто на овладение теми или иными техническими инструментами, а на генерацию идей и умение воплощать их с помощью любых инструментов (перейти на страницу программы).

    Я хочу получить профессию художника / дизайнера / иллюстратора / педагога. С чего начать?

    Для тех, кто хочет больше узнать о мультидисциплинарных художественных направлениях и продолжить образование в лучших вузах мира или карьеру в сфере современного искусства, NEWARTDOM предлагает тематические модули NEWARTDOM. Вы можете полностью погрузиться в актуальное искусство (contemporary art) и создавать оригинальные арт-проекты или пойти в смежные области, такие как архитектура, мода, СМИ, кино и театр. Однако в каждой из них необходимы художественное видение, мультидисциплинарность, знание теории и навыки дизайна. Именно поэтому наши модули выстроены таким образом, чтобы не только повысить ваши узкоспециальные компетенции и расширить поле выбора, но и, главное, акселерировать успешный старт вашей карьеры. 

    В каждом модуле — 7 курсов, прохождение которых станет отличным стартом вашей карьеры и позволит сформировать портфолио под конкретную специальность — фотографа, куратора, аниматора, художника, педагога, иллюстратора и т.д. (перейти к списку модулей).

    Я люблю рисовать и хочу подготовиться к поступлению в вуз. Вы можете помочь?

    Программа наших курсов включает не только теорию, но и интерактивное взаимодействие: вы наблюдаете за преподавателем, получаете задания, вместе обсуждаете процесс работы. При этом онлайн-формат связывает вас из любой точки планеты. Регулярные консультации с ментором и общение в группе помогут разработать проблематику и концепцию произведения, а также уточнить технические рекомендации. Однако основная часть работы остается за вами — дома, в студии, где бы вы ни находились.

    В результате обучения в NEWARTDOM вы подготовите уникальное портфолио, которое станет вашим билетом для поступление в любой художественный вуз или школу, а также повысит ваши шансы для прохождения на бюджет.

    Как записаться на обучение в NEWARTDOM?

    Для того, чтобы поступить на курсы NEWARTDOM, выберите подходящую для себя форму обучения:

    • отдельные курсы и формат «Собери свой модуль» идеально подойдут для знакомства с направлениями актуального искусства или же для повышения квалификации
    • выберите тематический модуль если хотите погрузиться в профессию и создать качественное и конкурентное портфолио
    • в рамках годовой образовательной программы вы подготовитесь для поступления в учебное заведение своей мечты и создадите портфолио из порядка 10 арт-проектов, которое станет вашим пропуском в мир современного искусства.

    После того, как вы выбрали формат, нажмите на кнопку «Зарегистрироваться». После заполнения небольшой анкеты мы создадим вам личный кабинет, в котором вы впоследствии сможете составить свое личное расписание. Мы пришлем вам на почту всю необходимую информацию об обучении и инструкции.

    Для оплаты обучения вы будете перенаправлены на страницу платежной системы. Для тематических модулей и годовых программ доступна оплата в рассрочку (при которой, однако, сгорает скидка 10% на тематический модуль и 15% на годовую программу).

    Если на любом из этих этапов у вас возникнут вопросы, мы с радостью поможем вам: позвоните нам по бесплатному номеру 8-800-302-68-62, напишите на почту info@newartdom.com или заполните форму обратной связи справа.

    Когда я смогу приступить к занятиям?

    Мы сформировали расписание школы максимально удобным образом:

    • все занятия каждого курса идут раз в неделю в одно и то же время вечером — так вам будет проще совмещать учебу и повседневные заботы
    • курсы из годовых программ стартуют каждые полтора месяца — таким образом вы сможете начать обучение с любого месяца
    • вы можете самостоятельно составить расписание и даже перенести запись на курс (но не позднее, чем за 7 дне до старта) в своем личном кабинете
    • ваша образовательная программа — индивидуальна, поэтому вы можете заниматься в своем темпе: раз в неделю или чаще

    Поэтому вам не нужно долго ждать старта вашей обучающей программы: достаточно записаться на первый курс из списка курсов и приступить к обучению уже в этом месяце!

     

    Еще больше ваших вопросов и наших ответов

    Что такое портфолио и зачем оно мне нужно?

    Портфолио — это первый шаг в вашей карьере. Это набор из 12-15 ваших лучших работ, которые вы показываете при поступлении в вуз или приёме на работу. Портфолио демонстрирует ваш творческий потенциал, оригинальность ваших идей и уровень профессиональных возможностей — все то, что находится в сфере пристального внимания приемной комиссии вуза или потенциального работодателя.

    Я хотел бы научиться понимать не только о классическое, но и о современное искусство. Что я смогу узнать о нем на ваших курсах?

    Наши теоретические курсы формируют наиболее полное представление о той или иной проблематике в современном искусстве. Мир не стоит на месте, искусство меняется под воздействием определенных инноваций, научных открытий или философских теорий, которые постоянно актуализируют вопрос о месте человека во вселенной или о смысле человеческого существования. Интернет, технологии, устройство современных городов влияют на нас, на нашу жизнь, на способ ее фиксации и описания.

    Именно об этих исторических изменениях мы будем говорить, а также учиться не отбрасывать современное искусство как «странное», «некрасивое», «опасное», а понимать его и вдохновляться им.

    Я хочу освоить дизайн, но еще не установил Adobe Photoshop. Можно обойтись без него?

    Наша задача состоит в том, чтобы познакомить вас не только с инструментами дизайна, но с самой его сутью: производством идей и концептов, которые могут быть реализованы с помощью любых инструментов, будь то компьютер или листок бумаги и карандаш.

    Актуальный дизайн перестает быть только утилитарным и безликим, но становится критическим: современный дизайнер скорее ставит вопросы, нежели чем предлагает готовые решения, заставляет задуматься, а не бесконтрольно покупать, настаивает на авторстве и оригинальности и формирует гражданина, а не потребителя. Дизайнерские курсы NEWARTDOM не просто передают вам знания о механистических навыках производства и инструментах их реализации, но и знакомят с новейшей философией дизайна, которая сегодня начинает работать для возможного будущего, где дизайнер становится посредником между миром людей и миром вещей.

    Как проходит обучение в NEWARTDOM?

    Обучение проходит дистанционно — то есть вам не обязательно куда-то ехать или выходить из дома, чтобы посетить занятие или «сдать экзамен». Единственное, что вам понадобится — доступ к интернету. Все занятия проходят в формате синхронных занятий в режиме «живого дистанта» (вебинаров), на которых вы общаетесь и обсуждаете тему с преподавателем и сокурсниками. Асинхронные — самостоятельные — занятия включают в себя консультации в режиме обратной связи от преподавателя. Все как в университете или школе — только удаленно!

    Обучение проходит на популярной и удобной платформе GSuit, в рамках которой можно обмениваться файлами, чатиться, созваниваться и проводить видео-встречи. NEWARTDOM предоставляет все необходимые инструкции и техподдержку, от вас же требуется просто иметь или завести аккаунт Google.

    В чем преимущества онлайн-обучения?

    Вы можете находиться где-угодно: в любой стране, в Москве, небольшом городе или поселке — это не важно. Главное, чтобы у вас был доступ к интернету, а также телефон или ноутбук для встреч в прямом эфире.

    Онлайн-обучение упрощает обратную связь: вы всегда можете задать вопрос или поговорить с преподавателем при помощи чата, почты, форума или аудио-/видеосвязи на платформе для дистанционного обучения.

    Такое обучение доступно абсолютно любому человеку. Не важен уровень вашей подготовки, темп обучения, коммуникационные навыки или физические способности.

    А что же остается от школы или университета?

    Мы взяли все преимущества живого системного образования, но сделали его еще более доступным. Вы будете обучаться в небольших группах и иметь все возможности для качественного общения и обсуждения проектов. И все это — не выходя из дома или имея доступ к интернету в любой точке мира! NEWARTDOM предлагает не записи лекций, а синхронные занятия с преподавателем, на которых вы в любой момент можете задать вопрос или начать обсуждение. В деле обучения гуманитарным и практическим дисциплинам постоянная и живая поддержка ментора — главный ключ к успеху. Именно поэтому мы не рекомендуем пропускать занятия, ведь именно в диалоге строится фундамент для вашего последующего познания и продвижения.

    Сложно ли учиться?

    По структуре онлайн-образование мало чем отличается от реального обучения в школе или вузе, но основной упор сделан все же на самостоятельной работе. Мы покажем вам все возможные пути поиска и накопления информации, но мы не сможем провести за вас исследование или создать проект. Мы проверяем домашние задания, следим за соблюдением дедлайнов и всегда готовы помочь разобраться с трудностями или ответить на любые вопросы. Мы заинтересованы в качественной передаче знания, поэтому даже если будет не легко, то интерес гарантирован однозначно.

    У меня получится совмещать обучение в NEWARTDOM с работой или учебой в школе или вузе?

    График занятий построен таким образом, что основные лекции и практикумы проходят в вечернее время, а самостоятельной практической работой вы можете заниматься тогда, когда вам удобно. Главное, решиться на активный и интенсивный формат работы и получения знаний, составить реалистичный повседневный график и не забывать об отдыхе.

    Если у вас все же возникнут сложности, вы всегда сможете обратиться к менторам: они подскажут, как эффективно расставить приоритеты и организовать рабочее время и пространство, а также поддержат в трудную минуту или дадут полезный совет.

    Будет ли выдан документ, подтверждающий обучение?

    Да, при прохождении отдельных курсов и модулей студенты получат сертификат участника, а при прохождении полной годовой программы или образовательного модуля — сертификат о системном образовании NEWARTDOM.