Текст Дмитрия Грецкого и Евгении Кац о том, как противостоять автократии в образовании.
Партиципаторные (от англ. participate — участвовать) практики приходят на смену единоличному правлению и в политике, и в менеджменте, и в искусстве. Культура участия формально задействует максимум игроков и представляет каждому из них возможность влиять на принятие стратегических решений. Человек становится индивидуальным актором коммуникационной сети, мнение или точка зрения которого имеют основополагающее значение для жизнедеятельности целого. Эстетика взаимодействия пронизывает нашу жизнь.
Но есть область, которая до сих пор остается склонной к автократии даже несмотря на то, что это в корне противоречит ее задачам — в художественном образовании строгая иерархия между учениками (всегда с прописной) и Мастером (всегда с заглавной) не оставляет места настоящему соучастию и эксперименту. Механический тренинг, предсказуемые решения поставленных задач, формальная оценка результатов составляют сущность примитивного репетиторского подхода. Под видом «мастерства» здесь скрывается пустая наработка автоматических навыков, защищаемая необходимостью «сохранения традиций». Строгое разделение на художественные медиа и дисциплины упрощает контроль над учебным процессом и сковывает учащегося, лишая его собственных перспектив. Зомбированное сознание не испытывает потребности в критическом мышлении. Да и как оно будет развиваться, когда востребован результат, заведомо запрограммированный учителем, а пути его достижения прокладываются по истлевшим лекалам? Подобное образование травмирует навсегда и, в результате, тупик оказывается ровно там, где должна начинаться открытая дорога — сразу после дипломного просмотра. И дело не в гипсАХ, и не в классическом или современном искусстве, а в структуре взаимоотношений «Мастер — ученик». Так вместо «новых Мастеров» появляются Монстры. Учительская автократия губительна для гибкого восприятия молодых людей, а подавление вызывает обратную реакцию и паралич инициативы. Их стремление к экспериментированию и самостоятельным активным действиям не должно ломаться об учительскую косность. Создание штампов и стандартизация — это то, чему противится само искусство. При таких условиях талантливый молодой человек становится примитивным потребителем знаний вместо того, чтобы участвовать в их создании.
А ведь автократия в образовании неизменно ведет и к автократии в государстве.
Учитель должен избавиться от монополии на истину и стать соавтором творческих исследований. Одна из главных задач его деятельности — погружение ученика в живой контекст предмета и предоставление ключевых качественных компетенций. Учитель и ученик должны быть соучастниками производства знаний. Современное искусство — область коммуникативной деятельности, поэтому и обучение ему должно быть взаимным.
Для нас крайне важно развитие амбиций студентов. Абсурдно читать в словаре, что амбиции это «чванство и спесивость». Для нас это значит, что нужно переписать словарь! Амбиции — это составляющая любого успеха, проявление инициативы и стремление к достижению цели. Однако проблема заключается в том, что существует абсолютно разная интерпретация значения латинского слова ambitio в автократическом и демократическом обществе. Если в первом случае амбиции означают гонор, спесь, зазнайство, то во втором (см. Кембриджский словарь) — это огромное желание приложить усилия и чего-то добиться. Люди с амбициями губительны для автократии и только они могут составить ей оппозицию.
Мы убеждены в необходимости использовать в художественном образовании искусство конструктивного скептицизма — способность ставить под сомнение поступающую информацию и соотносить ее со своими амбициями и индивидуальностью.
Любой человек, испытывающий потребность в новой для себя форме высказывания, может научиться использовать язык актуального искусства и его инструменты. Учитель здесь выполняет функцию проводника, который знакомит со всем многообразием художественных методов и представляет палитру разнообразных медиумов, а главное — учится и меняется вместе с учеником. Сегодня, благодаря интернету, для этого появилось еще больше возможностей. Вовлечение в художественные практики и учебные процессы онлайн обладает набором преимуществ и способствует внедрению партиципаторного образования. Дистанция открывает новые перспективы для самостоятельных исследований: с одной стороны усиливает личное высказывание, а с другой, дает ощущение защищенности.
Новые коммуникативные инструменты позволяют сформировать энергичное комьюнити учеников, в котором самоорганизация, самоконтроль и многие другие «само» на самом деле приобретают новое отличное качество: ученик и учитель становятся и зрителями, и соучастниками крутых экспериментов и интересных инициатив в искусстве. На наш взгляд именно это — будущее художественного образования, основанного на принципах соучастия, индивидуального самоопределения и личной ответственности.
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы быть в курсе последних новостей
TG — VK — IG —FB