Смерть Нарцисса - Newartdom
info@newartdom.com
8 (800) 302-68-62
+7 (926) 869-58-99

8(800)302‑68‑62

Смерть Нарцисса

Комментарий Анастасии Хаустовой к проекту Дмитрия Грецкого и Евгении Кац «Нарцисс в эпоху фотосинтеза»

Любит без пло­ти меч­ту и при­зрак за плоть при­ни­ма­ет. 

Овидий, «Метаморфозы», миф о Нарциссе

Если вы хотите узнать все-все об Энди Уорхоле, просто взгляните на поверхность: поверхность моих картин, моих фильмов и меня самого, вот он я. А под ней ничего нет.

Энди Уорхол, «Я стану твоим зеркалом»

К интерпретации мифа

Классическая версия сюжета о Нарциссе отражена в 3-й книге метаморфоз Овидия. Нарцисс, прекрасный пятнадцатилетний сын Кефиса и Лириопеи, шел по лесу, где его заметила горная нимфа Эхо, которая тут же влюбилась в него и пошла за ним следом. Когда Нарцисс обнаружил, что кто-то наблюдает и идет за ним, он воскликнул: «Здесь кто-нибудь есть?». Однако Эхо могла лишь повторять за другими. Когда она обнаружила себя и попыталась заключить Нарцисса в объятия, тот грубо оттолкнул ее, не приняв, таким образом, ее любовь. Отвергнутая нимфа провела свою жизнь в страданиях: ее тело увядало, лишалось силы до тех пор, покуда от нее не остался лишь голос. Когда Немезида, богиня правосудия, узнала об этом, она заманила Нарцисса в лесную чащу к источнику с кристальной зеркальной водой, в которой он увидел самого себя. Не отдавая себе отчета в том, что это лишь его собственное отражение, Нарцисс влюбился в юношу, заточенного под водой. В конце концов, он умер от истощения и осознания невозможности реализовать свою любовь, а на месте его тела вырос ароматный бледно желтый цветок.

Отражение, которое Нарцисс увидел на водной поверхности, Овидий называет simulacrum — симулякром — подобием. Это слово широко употреблялось в классической латыни и в основном имело нейтральные значения сходства. Однако, как отмечает философ Жан Бодрийяр, в ряде коннотаций симулякр не был нейтральным, что доказывает и миф о Нарциссе, который обладает определенной морализаторской установкой (не зря Нарцисс получает «по заслугам» благодаря богине, ни много ни мало, правосудия). Мы привыкли связывать нарциссизм с самовлюбленностью, однако использованием слова simulacrum Овидий подчеркивает, что Нарцисс влюбился не в себя, а в свое подобие, в поверхность зеркала, за которым пустота. И это важный троп всей философии Бодрийяра, провозгласившего нашу современность эпохой гиперреальности, в которой мы уже не можем отличить подлинную реальность от ее знаковой симуляции. Нет ничего плохого в любви, даже к самому себе — проблема в том, что Нарцисс увидел пустоту и отождествил ее с собой.

Рассуждения Бодрийяра подхватывает философ Жиль Липовецки, который в своей книге «Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме» утверждает, что современное общество потребления переживает «вторую индивидуалистическую революцию». В задаче Липовецки — проследить и проанализировать возникновение совершенно нового способа социализации и индивидуализации, радикально отличающегося от того, что существовал в XVII и XVIII веках. Липовецки отмечает, что каждому поколению свойственно находить соответствие себе в том или ином мифологическом персонаже, который рассматривается с точки зрения проблем сегодняшнего дня, и если раньше это были Эдип, Прометей, Фауст или Сизиф, то сегодня — Нарцисс как никто лучше отражает повышенное внимание человека к самому себе, своему телу, а также к другим лицам, миру и эпохе в тот момент, когда «”авторитарный” капитализм уступает место капитализму либеральному и гедонистическому». 

«Постмодернистское общество, — пишет Липовецки, — больше не имеет ни идолов, ни запретов; у него нет ни величественных образов, в которых оно видит себя, ни исторических замыслов, которые мобилизуют массы. Отныне нами правит пустота, однако такая пустота, которая не является ни трагической, ни апокалиптической». Если раньше жизнедеятельность человека была направлена на преодоление или достижение каких либо целей — научных, культурных, утопических, — то сегодня нами движет лишь вялотекущее потребление, которое делает ставку только на самое себя: потребление ради потребления, самосовершенствование ради самосовершенствования, которое позволит еще больше потреблять. 

Концепция нарциссизма — отклик на кульминацию частной сферы, и, пожалуй, действительно нельзя найти лучшей метафоры, в которой самовлюбленность и построение самоидентификации замыкаются на самих себе. Однако, если мы вернемся к интерпретации мифа о Нарциссе у Овидия, мы заметим, что уже нимфа Эхо не смогла ответить юноше ничего, кроме его собственных слов. Этот миф, на первый взгляд до боли простой и скрывающий в себе метафору самовлюбленности, оборачивается проблемой, в которой Нарцисс не просто влюбляется в самого себя (себя-то он как раз и не признал), а в другого, но такого же, как он. Именно здесь кроется проблематика гиперреальности Бодрийяра и эры пустоты Липовецки: уравнивающая сила капиталистического общества потребления уравнивает нас всех до «я», ничем не отличающихся друг от друга. Поистине, торжество симулякра.

Фотография как зеркало 

Драма пустоты разыгрывается у Липовецки в терминах персонализации, что отсылает нас к значению слова persona как маски, роли, некоторой неподлинной сущности. Отсюда легко сделать скачок к осмыслению персонального компьютера, ставшего нашей маской per se — реальных «нас» заменили цифровые профили в соцсетях. Соблазнительность персонификации — маска интригует, призывает заглянуть под нее — оборачивается растворением в инфопотоках, потоках желания. К тому же, под нашими персональными масками никого нет — фильтры и выстроенные идентичности уже не просто скрывают что-то, что якобы лежит за ними: они подменили собой реальность. Липовецки называет это «роботизацией»: равнодушие, возникающее вследствие переизбытка информации, делает все безóбразным, безразличным, пустым. 

Другой аспект мифа о Нарциссе раскрывает в своей книге «Как смотреть на мир» Николас Мирзоев, профессор медиа в Нью-Йоркском университете. В главе «Как смотреть на себя» он приводит яркий пример — автопортрет Марселя Дюшана в пятистворчатом зеркале, который манифестирует «многоликое “я” постмодернизма». Дюшан не просто заигрывает со своей идентичностью. Сама фотография сделана так, что не видно фотоаппарата: представьте зеркальный лабиринт, в котором остались одни лишь отражения. Фотография — первичный симулякр реальности, — лишила нас возможности указать на настоящего Дюшана. 

«Нарцисс провел жизнь, глядя на свое отражение, но он не делал своих изображений для других» — важное замечание Мирзоева, которое сплавляет его теорию автопортрета, в современном изводе — селфи, — с «соблазном» Бодрийяра и Липовецки. Первоначальная функция фотографии — документация реальности — давно подменилась функцией селф-менеджмента и соблазнения: единственное, что может предложить современное пользовательское фото, — это конструирование символического капитала, который складывается из степени нашей привлекательности и вовлеченности в товарно-денежные отношения. Возможно, если бы Нарцисс мог запечатлеть себя, он бы не удовлетворился любовью к самому себе, а захотел бы влюбить в себя весь мир.

«I`ll be your mirror» — пелось в знаменитой песне The Velvet Underground эпохи Энди Уорхола, главного художника гиперреальности. The Velvet Underground и Уорхол, наставник и менеджер группы, книга интервью которого так и называется, не зря обращаются к зеркалу — отражая, оно теряет то, что отражает. Зеркало стало метафорой не только множественной идентичности — если я лишь отражаю то, что встает передо мной, значит у меня нет самости. «Я» просто копирует стереотипы поведения: политического, потребительского, не важно какого. При этом культура поглощает даже индивидуальность, естественность и натуральность, сделав их частью глобальной пиар-кампании. Ни для кого не секрет, что даже так называемые естественные фотографии в журналах обработаны, отмечает Мирзоев.

Предустановленные фильтры, которые мы часто используем для обработки фотографий, затрагивают проблематику заката авторского творчества, где решение относительно итогового изображения все еще было весьма существенным. В связи с этим, исследовательница медиа Элизабет Лош приходит к выводу, что машины начинают видеть за нас, используя часто недоступные нашему пониманию предустановки для формирования нашего же восприятия. И в этом смысле мы снова возвращаемся к роботизации персоны у Липовецки. Интернет, социальная сеть, новостные ленты, перегруженные фотографическими изображениями (с 2014 года в мире делается более 1 трл. фотографий, и эта цифра из года в год растет, пишет Мирзоев) — это медиум, который сам по себе является месседжем, и невозможность смотреть, минуя зеркало, уравнивает все, что оно отражает. Лента социальной сети самоценна и эквивалентна — новости и фотографии, без разницы какие, лишь подпитывают ее ход.

Мирзоев пишет, что фото в соцсетях — это социальный перформанс, который мы разыгрываем для других. Бодрийяр мыслит радикальнее и говорит, что никаких «других» уже нет — мы живем в полностью эквивалентном мире. Однако противоречия здесь нет, потому что и самому Нарциссу не было дела до другого, он разыгрывал свой перформанс для себя и собственного отражения. На мой взгляд, именно здесь кроется не только главная проблематика мифа о Нарциссе и нашей современности в целом, но и намек на возможность выхода за пределы симуляционного и безразличного существования.  

Нарциссический фотосинтез

Исторически жанр фотореализма, к которому Дмитрий Грецкий и Евгения Кац обращались в других своих проектах, не просто симулировал реальность, а пытался поставить ее под вопрос. Однако главный момент, как мне кажется, состоит в том, в какой именно реальности или ее части он сомневался. «Нарцисс в эпоху фотосинтеза» наследует обозначенной фотореализмом проблематике и предлагает на нее свой, особый ответ.

Для этого проекта Грецкий и Кац создают ряд многомерных инсталляций. Сначала изображения, основой для которых стали фотографии художников в интерьере, переносятся на кальку с помощью большого графитового стержня. Далее на нее накладывается сетка рабица, к которой крепятся специальные пластиковые жгуты-стяжки, имитирующие штрихи. В отдельных случаях конструкции заливаются эпоксидной смолой и превращаются в витражи, которые в экспозиции подсвечиваются сзади. 

Грецкий переводит фотографическое изображение в рисунок, что возвращает, оборачивает медиум фотографии к более раннему способу репродуцирования реальности, так сказать, способу менее симуляционному. Энергичные, бойкие и жесткие штрихи — результат перформативного действа художника: он словно борется с материалом, переосмысляя академический медиум строгой графики с его выверенными и тонкими штрихами, что становится своеобразным бунтом против стереотипов академического искусства.

Рабица и стяжки выводят изображения за пределы двухмерного пространства, но не иллюзорно, а наоборот, выпячивая трехмерность этих современных апроприированных строительных материалов. Именно поэтому работы Грецкого и Кац скорее абстрактны, они переосмысляют фигуру и фон: хотя изобразительно мы видим сюжеты, фактически мы наблюдаем игру и работу преломленного света и объема. Реальный материал выходит на первый план, иллюзорность деконструируется так же, как и симуляционность живописного реалистического полотна в абстракционизме. 

Сюжетно композиции передают движение, работу и борьбу, демонстрируя крайнюю степень телесности. Обнаженное тело, реальное в своей сути, возвращает нас к пространственному присутствию объектов и вещей. Ханс Ульрих Гумбрехт, сетовавший в своей книге «Производство присутствия» на тиранию «культуры значения», которая в предельном изводе означает царство симуляционности и пустых слов, противопоставлял ей «культуру присутствия», которая возвращает реальному, прежде всего как телесному и материальному, его важную, чуть ли не первостепенную роль. И хотя здесь не идет речь о бинарной оппозиции — реальность всегда в некотором роде дана нам в означивании — Гумбрехт пытается спасти присутствие от деспотии знака. 

Помимо этого, еще один сюжет в работе Грецкого и Кац — на мой взгляд, принципиально важный для обозначенной проблематики — это борьба двух тел. Современный Нарцисс наконец делится надвое, на себя и другого, которые то ли в любовной, то ли в агрессивной борьбе пытаются утвердить свое различие. Преображение через борьбу — центральный элемент всего проекта, и он проявляется не только как борьба двух тел, борьба с материалом, но и как отсылка к процессу фотосинтеза. Введение двоицы позволяет по-новому взглянуть на миф о Нарциссе и впервые противопоставить эквивалентной одномерности реальность межчеловеческого и межтелесного существования, эмансипированного в жесте взаимодействия с другими организмами или вещами. Сам по себе формат художественного дуэта перформативно утверждает различие. Различить в другом другого — вот возможность выхода за пределы симуляции.

И это касается не только межличностных отношений. Когда Грецкий и Кац берут за основу своего проекта миф о Нарциссе, их интересует в том числе итог этого мифа. Справедливое наказание Немезиды за то, что Нарцисс отверг Эхо, заключалось в том, что Нарцисс влюбился в собственное отражение. Он так страдал от этой неразделенной любви к самому себе, что единственное, что ему осталось — умереть от отчаяния. На месте его тела вырос прекрасный цветок, который так и называется, нарцисс. Во-первых, жизнь и рост растений обусловлены процессом фотосинтеза (который вынесен в заглавие проекта и в котором недаром слышны отсылки к фотографии) — сложным химическим процессом преобразования энергии видимого света в энергию химических связей органических веществ. При этом одним из конечных продуктов этого процесса становится сахар. С одной стороны, сахар — это питательное вещество, с другой — метафора слащавости современной, гламуризованной фотографической культуры. Во-вторых, возникновение нарцисса из тела юноши — основополагающая метаморфоза овидиевского сюжета о Нарциссе. Через миф человеческое тело стало подпиткой для возникновения нового — цветка. В этом несложно обнаружить троп философии Донны Харауэй, которая в эссе «Тентакулярное мышление» радикально заявляет: «Мы, люди, не гомо, а гумус; мы не антропосы, не постгуманисты, а компост». Для нее человек — лишь переходная стадия утверждения новых типов постгуманистических, животных и машинных сборок, которые, буквально, должны прийти на смену зашедшему в тупик человечеству.

Так в одном мифе сплавляется не только критика современного индивидуализированного мира, но и возможность сущностной трансформации человека через взаимодействие с другими организмами и веществами. Симуляционный мир, предложив виртуальную игру с идентичностями, замкнулся на самом себе, заключив человека в настоящую ловушку антропоцентризма. Эта реальность пытается утвердить свой примат и диктат, однако именно возвращение к телу, материалу, веществу, короче — к другому, отличному от нас, способно совершить такую метаморфозу. Что интересно, более ранняя версия мифа о Нарциссе, сравнительно недавно обнаруженная среди оксиринхских папирусов и приписываемая Парфению Никейскому, заканчивается самоубийством Нарцисса. Поэтому проект «Нарцисс в эпоху фотосинтеза» дает нам, на мой взгляд, две возможности выхода за пределы симуляции: все еще гуманистическую и постгуманистическую. И пока вторая — в процессе несомненной реализации, здесь и сейчас мы можем, как минимум, убить Нарцисса в себе, чтобы вырваться из порочного круга самоублажения и самолюбования и обнаружить, наконец, путь к другой реальности. 

Анастасия Хаустова

Фотографии © Marina Gisich Gallery

Выставка Дмитрия Грецкого и Евгении Кац «Нарцисс в эпоху фотосинтеза» проходит в Marina Gisich Gallery (Санкт-Петербург) с 26 ноября 2021 по 28 января 2022


Онлайн-школа современного искусства NEWARTDOM

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы быть в курсе последних новостей
TG — VK — IG —FB

FAQ

остались вопросы?

позвоните нам 8 (800) 302‑68‑62

ИЛИ ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ

    Чем NEWARTDOM отличается от других онлайн-школ?

    Онлайн-школа современного искусства NEWARTDOM — это образовательная платформа, созданная успешными практикующими художниками, кураторами, теоретиками и дизайнерами. Мы предлагаем курсы, модули курсов, а также три годовые программы обучения, которые познакомят вас с актуальным состоянием российского и зарубежного искусства и помогут интегрироваться в международную арт-среду.

    • мы предлагаем индивидуальное системное образование, основанное на свободе выбора и ответственном планировании
    • только живые занятия, индивидуальный подход и небольшие группы до 15 студентов — все как в школе или университете, только удаленно
    • многолетний преподавательский опыт в Северной Америке и сотни успешных учеников
    • интердисциплинарный подход к образованию 
    • наша школа — это новаторское авторское высказывание в области художественного обучения, которое не имеет аналогов
    С чего начать обучение?

    Наши курсы делятся на три блока:

    арт-практики: знакомство с мультидисциплинарными направлениями в современном искусстве и создание авторского проекта.

    история и теория: курсы о современном состоянии критической теории или дискурса, кураторстве, коллекционировании, истории искусства.

    дизайн: практические курсы, нацеленные на конкретные навыки: брендинг, типографика, плакат, макетирование и т.д. (перейти на страницу курсов).

    Тематические модули позволяют сформировать полноценное представление о той или иной тенденции в художественной практике и получить новые компетенции в области современного искусства, что даст отличный старт в той или иной карьере (перейти на страницу модулей).

    Две годовые программы «АРТ-ГОД» берут за основу северо-американскую систему обучения, в рамках которой у студента есть возможность выбирать специализацию и ритм занятий (перейти на страницу годовых программ).

    Мы предлагаем

    • школьникам подготовить портфолио для поступления
    • учащимся художественных вузов и школ овладеть дополнительными навыками и дисциплинами
    • практикующим художникам и дизайнерам расширить свое профессиональное портфолио
    • педагогам быть в курсе новейших образовательных тенденций
    • кураторам и арт-менеджерам узнать об актуальном состоянии международной художественной практики
    • тем, кто хочет освоить новую профессию начать карьеру в сфере современного искусства или дизайна
    • любителям и интересующимся расширить горизонты творческого восприятия своей повседневности

    Все еще не определились? Позвоните или напишите нам и мы с радостью поможем сделать вам правильный выбор.

    Я хочу быть дизайнером. Какие программы выбрать, чтобы подготовить портфолио и успешно поступить в художественный вуз?

    Для тех, кто хочет стать дизайнером и продолжить образование в лучших российских и зарубежных вузах, NEWARTDOM предлагает годовую образовательную программу «NAD-DESIGN»Вас ждут более 152 академических часов дизайн-практик. В рамках системных теоретических и практических занятий вы создадите проекты, которые сможете включить в свое дизайнерское портфолио.

    Начнем с основ брендинга, затронем историю и теорию искусства и продолжим созданием сложных и качественных дизайн-проектов, для которых вы продумаете концепцию и презентацию. Творческая и интеллектуальная работа в группе единомышленников поможет вам развить и воплотить в жизнь свои самые необычные задумки и идеи (перейти на страницу программы).

    Я хочу стать художником, но не знаю с чего начать. Вы поможете мне определиться?

    Для вас NEWARTDOM предлагает годовую образовательную программу «NAD-ART». Мы поможем вам сформировать отличное портфолио из порядка 15 арт-проектов и выбрать вуз для дальнейшего поступления. Продвигаясь от простого к сложному, вы приобретете важнейшие навыки в области современных арт-практик и полностью подготовитесь к интеграции в глобальную художественную среду.

    Вас ждут 152 академических часов теоретических и практических занятий, увлекательные домашние задания, общение с сокурсниками и совместные обсуждения арт-проектов. Образование в NEWARTDOM нацелено не просто на овладение теми или иными техническими инструментами, а на генерацию идей и умение воплощать их с помощью любых инструментов (перейти на страницу программы).

    Я хочу получить профессию художника / дизайнера / иллюстратора / педагога. С чего начать?

    Для тех, кто хочет больше узнать о мультидисциплинарных художественных направлениях и продолжить образование в лучших вузах мира или карьеру в сфере современного искусства, NEWARTDOM предлагает тематические модули NEWARTDOM. Вы можете полностью погрузиться в актуальное искусство (contemporary art) и создавать оригинальные арт-проекты или пойти в смежные области, такие как архитектура, мода, СМИ, кино и театр. Однако в каждой из них необходимы художественное видение, мультидисциплинарность, знание теории и навыки дизайна. Именно поэтому наши модули выстроены таким образом, чтобы не только повысить ваши узкоспециальные компетенции и расширить поле выбора, но и, главное, акселерировать успешный старт вашей карьеры. 

    В каждом модуле — 7 курсов, прохождение которых станет отличным стартом вашей карьеры и позволит сформировать портфолио под конкретную специальность — фотографа, куратора, аниматора, художника, педагога, иллюстратора и т.д. (перейти к списку модулей).

    Я люблю рисовать и хочу подготовиться к поступлению в вуз. Вы можете помочь?

    Программа наших курсов включает не только теорию, но и интерактивное взаимодействие: вы наблюдаете за преподавателем, получаете задания, вместе обсуждаете процесс работы. При этом онлайн-формат связывает вас из любой точки планеты. Регулярные консультации с ментором и общение в группе помогут разработать проблематику и концепцию произведения, а также уточнить технические рекомендации. Однако основная часть работы остается за вами — дома, в студии, где бы вы ни находились.

    В результате обучения в NEWARTDOM вы подготовите уникальное портфолио, которое станет вашим билетом для поступление в любой художественный вуз или школу, а также повысит ваши шансы для прохождения на бюджет.

    Как записаться на обучение в NEWARTDOM?

    Для того, чтобы поступить на курсы NEWARTDOM, выберите подходящую для себя форму обучения:

    • отдельные курсы и формат «Собери свой модуль» идеально подойдут для знакомства с направлениями актуального искусства или же для повышения квалификации
    • выберите тематический модуль если хотите погрузиться в профессию и создать качественное и конкурентное портфолио
    • в рамках годовой образовательной программы вы подготовитесь для поступления в учебное заведение своей мечты и создадите портфолио из порядка 10 арт-проектов, которое станет вашим пропуском в мир современного искусства.

    После того, как вы выбрали формат, нажмите на кнопку «Зарегистрироваться». После заполнения небольшой анкеты мы создадим вам личный кабинет, в котором вы впоследствии сможете составить свое личное расписание. Мы пришлем вам на почту всю необходимую информацию об обучении и инструкции.

    Для оплаты обучения вы будете перенаправлены на страницу платежной системы. Для тематических модулей и годовых программ доступна оплата в рассрочку (при которой, однако, сгорает скидка 10% на тематический модуль и 15% на годовую программу).

    Если на любом из этих этапов у вас возникнут вопросы, мы с радостью поможем вам: позвоните нам по бесплатному номеру 8-800-302-68-62, напишите на почту info@newartdom.com или заполните форму обратной связи справа.

    Когда я смогу приступить к занятиям?

    Мы сформировали расписание школы максимально удобным образом:

    • все занятия каждого курса идут раз в неделю в одно и то же время вечером — так вам будет проще совмещать учебу и повседневные заботы
    • курсы из годовых программ стартуют каждые полтора месяца — таким образом вы сможете начать обучение с любого месяца
    • вы можете самостоятельно составить расписание и даже перенести запись на курс (но не позднее, чем за 7 дне до старта) в своем личном кабинете
    • ваша образовательная программа — индивидуальна, поэтому вы можете заниматься в своем темпе: раз в неделю или чаще

    Поэтому вам не нужно долго ждать старта вашей обучающей программы: достаточно записаться на первый курс из списка курсов и приступить к обучению уже в этом месяце!

     

    Еще больше ваших вопросов и наших ответов

    Что такое портфолио и зачем оно мне нужно?

    Портфолио — это первый шаг в вашей карьере. Это набор из 12-15 ваших лучших работ, которые вы показываете при поступлении в вуз или приёме на работу. Портфолио демонстрирует ваш творческий потенциал, оригинальность ваших идей и уровень профессиональных возможностей — все то, что находится в сфере пристального внимания приемной комиссии вуза или потенциального работодателя.

    Я хотел бы научиться понимать не только о классическое, но и о современное искусство. Что я смогу узнать о нем на ваших курсах?

    Наши теоретические курсы формируют наиболее полное представление о той или иной проблематике в современном искусстве. Мир не стоит на месте, искусство меняется под воздействием определенных инноваций, научных открытий или философских теорий, которые постоянно актуализируют вопрос о месте человека во вселенной или о смысле человеческого существования. Интернет, технологии, устройство современных городов влияют на нас, на нашу жизнь, на способ ее фиксации и описания.

    Именно об этих исторических изменениях мы будем говорить, а также учиться не отбрасывать современное искусство как «странное», «некрасивое», «опасное», а понимать его и вдохновляться им.

    Я хочу освоить дизайн, но еще не установил Adobe Photoshop. Можно обойтись без него?

    Наша задача состоит в том, чтобы познакомить вас не только с инструментами дизайна, но с самой его сутью: производством идей и концептов, которые могут быть реализованы с помощью любых инструментов, будь то компьютер или листок бумаги и карандаш.

    Актуальный дизайн перестает быть только утилитарным и безликим, но становится критическим: современный дизайнер скорее ставит вопросы, нежели чем предлагает готовые решения, заставляет задуматься, а не бесконтрольно покупать, настаивает на авторстве и оригинальности и формирует гражданина, а не потребителя. Дизайнерские курсы NEWARTDOM не просто передают вам знания о механистических навыках производства и инструментах их реализации, но и знакомят с новейшей философией дизайна, которая сегодня начинает работать для возможного будущего, где дизайнер становится посредником между миром людей и миром вещей.

    Как проходит обучение в NEWARTDOM?

    Обучение проходит дистанционно — то есть вам не обязательно куда-то ехать или выходить из дома, чтобы посетить занятие или «сдать экзамен». Единственное, что вам понадобится — доступ к интернету. Все занятия проходят в формате синхронных занятий в режиме «живого дистанта» (вебинаров), на которых вы общаетесь и обсуждаете тему с преподавателем и сокурсниками. Асинхронные — самостоятельные — занятия включают в себя консультации в режиме обратной связи от преподавателя. Все как в университете или школе — только удаленно!

    Обучение проходит на популярной и удобной платформе GSuit, в рамках которой можно обмениваться файлами, чатиться, созваниваться и проводить видео-встречи. NEWARTDOM предоставляет все необходимые инструкции и техподдержку, от вас же требуется просто иметь или завести аккаунт Google.

    В чем преимущества онлайн-обучения?

    Вы можете находиться где-угодно: в любой стране, в Москве, небольшом городе или поселке — это не важно. Главное, чтобы у вас был доступ к интернету, а также телефон или ноутбук для встреч в прямом эфире.

    Онлайн-обучение упрощает обратную связь: вы всегда можете задать вопрос или поговорить с преподавателем при помощи чата, почты, форума или аудио-/видеосвязи на платформе для дистанционного обучения.

    Такое обучение доступно абсолютно любому человеку. Не важен уровень вашей подготовки, темп обучения, коммуникационные навыки или физические способности.

    А что же остается от школы или университета?

    Мы взяли все преимущества живого системного образования, но сделали его еще более доступным. Вы будете обучаться в небольших группах и иметь все возможности для качественного общения и обсуждения проектов. И все это — не выходя из дома или имея доступ к интернету в любой точке мира! NEWARTDOM предлагает не записи лекций, а синхронные занятия с преподавателем, на которых вы в любой момент можете задать вопрос или начать обсуждение. В деле обучения гуманитарным и практическим дисциплинам постоянная и живая поддержка ментора — главный ключ к успеху. Именно поэтому мы не рекомендуем пропускать занятия, ведь именно в диалоге строится фундамент для вашего последующего познания и продвижения.

    Сложно ли учиться?

    По структуре онлайн-образование мало чем отличается от реального обучения в школе или вузе, но основной упор сделан все же на самостоятельной работе. Мы покажем вам все возможные пути поиска и накопления информации, но мы не сможем провести за вас исследование или создать проект. Мы проверяем домашние задания, следим за соблюдением дедлайнов и всегда готовы помочь разобраться с трудностями или ответить на любые вопросы. Мы заинтересованы в качественной передаче знания, поэтому даже если будет не легко, то интерес гарантирован однозначно.

    У меня получится совмещать обучение в NEWARTDOM с работой или учебой в школе или вузе?

    График занятий построен таким образом, что основные лекции и практикумы проходят в вечернее время, а самостоятельной практической работой вы можете заниматься тогда, когда вам удобно. Главное, решиться на активный и интенсивный формат работы и получения знаний, составить реалистичный повседневный график и не забывать об отдыхе.

    Если у вас все же возникнут сложности, вы всегда сможете обратиться к менторам: они подскажут, как эффективно расставить приоритеты и организовать рабочее время и пространство, а также поддержат в трудную минуту или дадут полезный совет.

    Будет ли выдан документ, подтверждающий обучение?

    Да, при прохождении отдельных курсов и модулей студенты получат сертификат участника, а при прохождении полной годовой программы или образовательного модуля — сертификат о системном образовании NEWARTDOM.