Как художники создают свою параллельную историю искусства?
Парафраз — это одна из игровых форм постмодернистской визуальной практики, в рамках которой мы можем сравнивать произведения разных стилей, жанров, эпох и авторов и выделять в них едва уловимые или значительные ассоциации. Такая игра является не только приемом цитирования и анализа произведений предшественников, но и методом актуализации этих произведений, тонким навыком использования системы отсылок и аллюзий при создании собственного проекта.
Многие художники использовали в своих работах метод парафраза. Например, картина французского художника Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которая изначально называлась «Купание» и была создана для Парижского Салона, была отклонена жюри за вопиющую наглость, с которой художник изобразил обнаженную, для которой позировала реальная модель. Основой полотна Мане стала картина Джорджоне «Сельский концерт» (завершена Тицианом, 1508-1509), а также фрагмент гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля (1510-1520).
В 1865 году Клод Моне, под впечатлением от одной из своих поездок на этюды в Фонтенбло, задумал написать монументальную картину размерами 4 × 6 м для заявки на Парижский салон 1866 года. Моне представлял свое полотно в качестве вызова и одновременно дани Мане, избрав ту же тему, но подойдя к ней с другим стилем, которым хотел удивить зрителя. На полотне (основное полотно утрачено, меньшая версия висит в Пушкинском музее) он изобразил прилично одетых людей, моделями для которых стали его друг Фредерик Базиль и жена Камилла. Однако, столкнувшись с проблемами написания картины таких размеров, он несколько раз переписывал ее, в результате чего окончательно испортил полотно и вовсе прекратил всякую работу над ним.
Пабло Пикассо был поражен новаторством Мане. В 1929 году он писал: «Когда я вижу Déjeuner Sur l’Herbe, я говорю себе, это моя проблема на будущее» — и действительно, с 1960 года сделал десятки вариаций картины маслом, в графике и тушью.
Колумбийский художник Фернандо Ботеро предложил свой вариант решения темы, перевернув композицию и контекст: на его картине 1969 года обнажен мужчина, тогда как женщина представлена в одежде, а к общему сюжету добавился еще один нюанс: змея, обвивающая дерево, отсылает к библейскому сюжету, в котором Адам и Ева вкусили плод с Древа Познания.
Уинн Чемберлен в своем «Завтраке на траве» 1964 года раздел всех моделей полностью, поместив их в контекст современности, добавив к композиции радиоприемник. Один из самых популярных и дорогих современных китайских художников Юэ Миньцзюнь получил широкую известность благодаря автопортретам, на которых он изображает себя с застывшей на лице широкой улыбкой, которая отсылает к агитационным плакатам времен Культурной революции (1966-76). Он решает изобразить (1996) за завтраком на траве четырех одинаковых персонажей и таким образом апроприировать известный сюжет и адаптировать его под свою, современную, стилистику.
Использование парафраза ставит перед исследователями творчества различных художников новую проблему: где граница между парафразом, плагиатом, подражанием и присвоением? На самом деле, вопрос этот не имеет четкого ответа и скорее регулируется в правовом поле. Парафраз работает как метафорическая и символическая отсылка к чужому произведению, и реализуется при помощи индивидуального формального метода. Постмодернистская практика симуляционизма в работах Шери Левайн, Джеффа Кунса или Ричарда Принса, критикующая модернистскую претензию на оригинальность, зачастую превращается в прямое присвоение образов массовой культуры. Например, серия «Ковбой Мальборо» принесла Принсу мировую известность: он выставил под своим именем распечатанные кадры из рекламы известных американских сигарет. На выставке в Галерее Гагосяна в 2014 году он представил 38 портретов, которые по сути являлись скриншотами фотографий пользователей Инстаграм — одну из них он продал за 90 000 долларов, тогда как владелица фотографии не давала разрешение на ее использование (но и не подала в суд). Чаще всего художнику удается избежать наказания за нарушение авторских прав, однако в 2011 году фотограф Патрик Кариу подал на Принса в суд, уличив его в неправомерном использовании фотографий его серии Yes Rasta (2000). После долгих судебных разбирательств и апелляций, суд назвал использование Принсом серии Кариу правомерным.
Русский художник Владимир Козин работает в жанрах пресс-арт, объект, инсталляция, перформанс, фото, видео, авторская книга, однако его личным стилистическим приемом является апроприация произведений предшественников. Например, пикассовский сюжет «Девочка на голубом шаре» он решает с помощью глобуса и пластиковых скелетов, «Неизвестную» Ивана Крамского он переносит на мышеловки, а «Черный квадрат» Малевича и того предлагает сделать любому желающему в домашних условиях. У Козина есть произведение, которое так и называется: «Я жизнь положил на алтарь искусства» (2013) — по сути, художник действительно пожертвовал своими стилистикой и темой в пользу истории искусства, которую он каждый раз переоткрывает заново. Быть может, в этом и заключается его индивидуальный стиль?
Что еще посмотреть и почитать по теме?
- Видео «What is postmodernism?» о современности, копиях, разнообразии, плюрализме и скорости от первого лица: дизайнеров, архитекторов и художников // Victoria and Albert Museum
- Дискуссия: Зачем современному искусству история искусств // Сигма, 7 августа 2016, доступно по ссылке.
- Постмодернизм: бездна новых смыслов под маской иронии и эпатажа // Very Important Lot, 5 апреля 2020, доступно по ссылке.
- Давуд Тагипур Базаргани, Вахид Норузи Ларсари. «Постмодернизм»: может ли современная ситуация быть описана термином «постмодерн»? // Гефтер, 4 февраля 2015, доступно по ссылке.
- Книга Фредрика Джеймисона «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма». — М.: Институт Гайдара, 2019
В школе NEWARTDOM вы можете пройти курс Парафраз в эпоху постмодерна.
Курс расскажет о методе парафраза, который можно использовать для создания своей параллельной истории искусства. Сравнивая произведения разных стилей, жанров, эпох и авторов вы овладеете тонким навыком использования системы отсылок и аллюзий при создании собственного проекта.