История, принципы, результаты проектного обучения в современном искусстве.
Что такое проектное обучение
Мир не стоит на месте, и вслед за ним пытается угнаться одна из самых консервативных областей социальной жизни человека — образование. Традиционная система обучения не справляется с задачами, которые ставит современность: ускоряющийся рост технологий, появление инновационных областей знания, эволюция социальных отношений и возникновение иных, постгуманистических, практик сосуществования — это наша актуальная реальность, которая требует новых необычных профессий, прагматических решений и смелых прогнозов.
Традиционное образование имеет ряд особенностей, которые делают его уязвимым в этих новых условиях. Обычно оно краткосрочно и нацелено на достижение быстрого и верного результата, запрограммированного авторитетом — фигурой преподавателя, прошлыми традициями или заветным «потому что». В центре обучения здесь находится один предмет, и важность ему придается не из-за реальной необходимости, а по номиналу. Наконец, такое образование ориентировано скорее на учителя, нежели на ученика, его потребности и анализ реальности, поэтому на выходе получаются недовольные своей профессией «специалисты», которые могут быть не у дел в сложившихся социально-экономических условиях.
Проектное обучение (ПО или project-based learning) отличается от традиционного обучения по следующим признакам:
- долгосрочность — ПО нацелено на получение опыта, а не на запрограммированный результат, поэтому такое обучение дольше, но качественнее.
- интеграция разных предметов — ПО интердисциплинарно, то есть соединяет в процессе обучения разные области знания и жизни, отчего полученные навыки становятся более разносторонними, глубокими и связными, а не поверхностными и автоматическими.
- ориентация на ученика — ПО индивидуально и исходит прежде всего из потребностей и уже полученных навыков ученика, что способствует интересному и естественному развитию, а не «слому».
- связь с жизненными проблемами — В ПО главное это постановка проблемы (вопроса) и поиск ее наиболее быстрого и выгодного решения, благодаря чему такое обучение становится действительно полезным и дальновидным.
Таким образом, проектное обучение ломает стереотипы и выходит за рамки традиционной практики краткосрочного, изолированного, ориентированного на учителя преподавания. Цель проекта (определяемая как углубленное исследование темы, достойной изучения) заключается в том, чтобы узнать как можно больше о данной теме, а не искать правильные ответы на вопросы, заданные учителем. В рамках такого обучения ученики сотрудничают друг с другом в течение определенного периода времени для того, чтобы найти решение поставленных задач и возникших на пути этого решения проблем (поэтому такое обучение еще называют «проблемным»).
Когда ученики получают свое задание или подробности своего проекта, они решают, как взяться за предоставленную проблему и как ее разрешить. Обычно ученикам дается проблема, при разрешении которой им приходится примерить на себя роль ученого, предпринимателя, исследователя, правительственного чиновника или исторической фигуры. Например, команду учеников могут попросить поставить себя на место члена Международного совета по вопросам защиты окружающей среды, чьей целью является создание рекомендаций для разрешения проблем, связанных с экологией. По окончании проекта ученики представляют свою работу на суд независимой аудитории, которая состоит не только из экспертов, но и самих учеников. В процессе учитель может помочь советом, поощрить оригинальное решение или указать на противоречие, но главным здесь является не верный результат, а полученный опыт.
В Европе и Северной Америке проектное обучение стало ведущей системой образования уже во второй половине XX века. Благодаря своим характеристикам, проектное обучение является незаменимым в изучении искусства — творческой и свободной деятельности, которую невозможно представить вне развития индивидуальности, смелости и критического мышления.
Немного из истории
Идея использования проектов как одной из частей обучения не нова, однако теория проектного обучения глубже и является не просто дополнительной, но универсальной системой комплексного образования. В то время как учителя все больше обучают группы детей с помощью различных стилей обучения, используя разные подходы и варьируя уровни способностей, проектное обучение предлагает прямой подход, который может помочь всем ученикам, вне зависимости от способностей и знаний, достигнуть успеха.
Проектное обучение уходит своими корнями в конструктивизм и обосновывается работами таких психологов и воспитателей, как Лев Выготский, Джером Брунер, Жан Пиаже и Джон Дьюи. Конструктивизм основан на активном участии учеников в решении проблем и критическом мышлении, а также тесно связанной с реальностью. Основная задача, которая ставится здесь перед учениками, — контролировать свое обучение и находить свои ответы, используя все изобилие источников.
В своих работах Дьюи особенно подчеркивал, что опыт важнее теории. Он считал, что для того, чтобы научиться думать и рассуждать, необходимо думать и рассуждать в процессе, а также решать настоящие, а не выдуманные учителем, проблемы, которые возникают по мере приобретения опыта. Это позволяет превратить учебные классы в такую среду, в центре которой находятся ученики и их потребности, а не запрограммированный результат.
Художественное образование, основанное на этих принципах исторически было реализовано в таких непревзойденных школах как Баухаус (Германия) и ВХУТЕМАС (СССР). Системы обучения в них были схожи, к тому же, два этих учебных заведения были в тесном контакте друг с другом, обменивались преподавателями, учениками, теоретическими и практическими наработками. Начиналось все с пропедевтики — подготовительных курсов, на которых ученикам преподавали общие законы цвета, света и композиции, не забывая об интересных экспериментах и тестах, каждый из которых позволял студенту глубже понять себя и свои предпочтения. После этого происходила специализация, в рамках которой студент выбирал будущую профессию или еще больше утверждался в сделанном ранее выборе. Все это сопровождалось любопытными опытами, исследованиями, экспериментами с телесностью, восприятием и фантазией. На выходе из такой школы получался разносторонне ориентированный специалист в своей области, полностью подготовленный к интеграции в выбранную профессию и интересующийся своим делом. Благодаря Баухаусу и ВХУТЕМАСу, история искусства, дизайна и промышленности пополнилась такими великими художниками, мастерами и педагогами, как Александр Родченко, Эль Лисицкий, Владимир Татлин, «Кукрыниксы», Георгий Нисский, Василий Кандинский, Пауль Клее, Йоханнес Иттен, Макс Билл и многие многие другие.
В России введение доктрины соцреализма пусть и не вырвало на корню, но заметно поломало зарождающиеся побеги проектного обучения, возродив консервативные академии искусств и вверив им абсолютную власть определять ландшафт современного искусства. Это породило жесткое и печально известное противостояние академий и неформальных художников (Новой реальности, Лианозовского кружка и размножившихся уже после Оттепели неофициальных подпольных групп) и отбросило систему образования в России на век назад.
Однако сегодня в России есть ряд высших учебных заведений, школ, отдельных преподавателей, которые пользуются системой проектного обучения и доказывают, что оно дает невероятные педагогические результаты. И школа NEWARTDOM — одна из них.
Принципы и результаты проектного обучения
Программа нашей школы, основанная на положениях проектного обучения, следует пяти базовым принципам, которые позволяют не просто донести до студентов важную и новейшую информацию об актуальном состоянии искусства, но и сформировать у них гибкие индивидуальные навыки, которые они смогут использовать в своей дальнейшей практике.
1 Творчество — область индивидуальной свободы
У любого человека однажды может возникнуть потребность в визуальном высказывании. Многих останавливает неуверенность, ведь кажется, что если человек не владеет штриховкой или не умеет рисовать яблоко, то он не сможет стать «настоящим» художником. Однако современные искусство и философия давно поставили под вопрос сами понятия оригинальности, подлинности и таланта, которые определяются зачастую мнимыми авторитетами. Поэтому в своей педагогической практике мы исходим из потребностей и предрасположенностей студента, а не пытаемся привить ему технические, зачастую ненужные, навыки.
2 Интердисциплинарность — основа прогресса в обучении
Project-based learning основывается на интердисциплинарности, присущей постмодернизму, то есть любая творческая активность происходит на границе взаимодействия различных видов искусства, включая энвайронмент, хэппенинг, видео-арт, перформанс, инсталляцию. Появление инновационных трансдисциплинарных программ в области образования, науки и искусства связано с необходимостью переосмысления целостной картины современного мира, его устройства и взаимоотношений людей внутри различных государственных, экономических и культурных структур. Поэтому на своих занятиях мы поощряем студентов изучать смежные дисциплины и смелее соединять вещи, на первый взгляд несоединимые.
3 Искусство — коммуникативная среда
В разговоре о современном искусстве мы имеем в виду контекст второй половины 20 — начала 21 века, то есть постмодернизма — специфического исторического феномена, который учитывает решения и ошибки предыдущей эпохи и выражается не только в создании произведений, но и среды. В условиях глобализации, особенно в последние два десятилетия, возникла огромная потребность в диалоге между людьми, живущими в мире «без границ», в результате чего обострились проблемы взаимодействия и коммуникации. Классическая цепочка циркуляции искусства — «автор — произведение — аудитория» — в постмодернизме приобретает новую трактовку: на авансцену выходит «эмансипированный» зритель, который становится равноправным участником реляционных и партиципаторных художественных практик. Поэтому в рамках нашей школы мы колоссальное внимание уделяем разностороннему и равноправному общению студентов и друг с другом, и с преподавателем, и с окружающей средой.
4 Опыт — фундамент создания концепта
Для нас визуальный опыт — это повод для анализа и изучения художником своего внутреннего состояния и основа для взаимодействия с окружающим миром. Умение разобраться в себе, определиться с выбором, наметить возможные пути исследования мы считаем ключевым навыком и основным инструментом художественного развития. Именно поэтому в рамках практических занятий основное внимание мы уделяем навыку фиксации и обогащения опыта, а творческая и интеллектуальная групповая среда создает идеальные условия для обсуждения своих находок и идей.
5 Кураторство — практика художника
Умение представить готовый продукт, подготовить и организовать выставочное пространство, подачу и экспозицию — является необходимым практическим навыком. Благодаря ему человек становится самостоятельным и индивидуальным актором, который способен взглянуть на предмет или явление целиком. В рамках нашей программы студенты учатся отбирать работы, размещать их в пространстве, делать сценографию (тотальную инсталляцию), подчеркивающую концепцию проекта, ставить свет, рассчитывать бюджет — то есть берут на себя кураторские и менеджерские функции по презентации своего проекта.
Результатом обучения, основанного на этих принципах, становятся невероятные инновационных художественные, дизайнерские, кураторские идеи, расширяющие спектр современного знания о мире и человеке. Благодаря тесной связи с реальным миром, знания и навыки студента не оторваны от его личных потребностей и действительности.
Проектное обучение поощряет студентов к нестандартному разрешению комплексных подлинных проблем, основанных на критическом мышлении и недоверии к авторитетам. Так как оно исходит из индивидуальных потребностей, то является мотивирующим и повышает у студентов их желание учится, потребность быть оцененым по достоинству и амбициям. Именно проектное обучение поощряет к сотрудничеству и созданию горизонтального сообщества, основанного на доверии и взаимном уважении. Ну и самое главное: такое обучение — веселое, интересное и непредсказуемое, благодаря чему студенты буквально рвутся в школу! И получают такие результаты:
Однако, несмотря на то, что у проектного обучения существует множество преимуществ, при его использовании могут возникнуть определенные препятствия, которые, правда, говорят только в его пользу. Первое препятствие — это большое количество времени, которое требуется как на подготовку, так и на претворение такого обучения в жизнь. На многих учителей может быть оказано давление, направленное на то, чтобы была охвачена вся учебная программа, в то время как проектное обучение этого не делает в традиционном смысле. Однако любой из нас, кто обучался в традиционной школе, зачастую не может обосновать необходимость тех или иных, лишних и оторванных от реальности знаний. Проектное обучение же учит учиться и добывать те знания, которые необходимы для реализации жизненных задач. К тому же, учитывая оригинальность подхода, студенты, которые обучались с помощью проектов, показывают лучшие результаты, мыслят интереснее и более нестандартно, а также лучше подготовлены к интеграции в профессиональную среду.
Другим препятствием является то, что многие ученики проводят многие годы в классах, где практикуется традиционное обучение, прежде чем они впервые сталкиваются с обучением проектным. Но это скорее проблема косной системы образования и чиновников, которые ее устанавливают и защищают. Студенты часто не приучены учиться самостоятельно и испытывают трудности, когда от них ожидают критичности, автономии и оригинальности. Так же много учителей чувствуют себя комфортно, используя свои традиционные роли обучения. Переход от старой модели обучения к проектной может оказаться трудным. Но именно он — залог формирования гибкости, творческого подхода, информационной грамотности, лидерства, инициативы, производительности, которые так необходимы в глобальном, меняющемся мире.
Онлайн-школа современного искусства NEWARTDOM
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы быть в курсе последних новостей
TG — VK — IG —FB