Репортаж о крупномасштабной архивной выставке, посвященной авангардному образованию.
В 2020 году исполнилось 100 лет со дня создания в Москве Высших художественно-технических мастерских — ВХУТЕМАСа — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке.
Масштабная экспозиция «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы рассказывает об этом институте как о родоначальнике современных художественных, дизайнерских, архитектурных, текстильных, полиграфических и художественных вузов. На выставке представлены живопись, графика, скульптура, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Выставка стала первым выставочным проектом, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие художественные эксперименты эпохи авангарда.
Из истории
ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — учебные заведения, созданные после революции 1917 года в Москве, Петрограде и других российских городах. Московский ВХУТЕМАС образован в 1920 году путём объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских (созданных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества).
После революции все учебные заведения перешли в ведение Наркомпроса — Народного комиссариата просвещения. В апреле 1918 года в Москве и Петрограде состоялась «Конференция учащих и учащихся искусству», на которой студенты «старорежимных» образовательных художественных учреждений потребовали «свободы искусства» и самостоятельных выборов руководителей творческих мастерских.
В 1918—1919 годах в Москве, Петрограде, Витебске, Воронеже, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Саратове, Ярославле было создано 9 Свободных государственных художественных мастерских, поступить в которые мог любой желающий без конкурса и образования. В 1920 году Первая и Вторая мастерские в Москве (бывшие Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище и Училище живописи, ваяния и зодчества) были объединены и преобразованы во ВХУТЕМАС.
Мастерскими руководила «выборная коллегия» из 5 человек, среди которых были в том числе известные архитекторы Шехтель и Щусев. В новом учебном заведении были образованы восемь факультетов: архитектурный, художественные (живописный, скульптурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Творческое лидерство во ВХУТЕМАСе принадлежало преподавателям архитектурного факультета: именно за ним следили не только специалисты, но и широкая художественная общественность.
В Петроградских художественных мастерских руководителями стали академические художники А. Т. Матвеев, А. А. Рылов, А. И. Савинов, Л. В. Шервуд. Представители «революционного авангарда» (А. А. Андреев, Н. И. Альтман, М. В. Матюшин, В. Е. Татлин) были недовольны присутствием в свободных мастерских академических художников старой школы. На первых порах «левым» преградили путь в новое учебное заведение — слишком сильны были традиции старой художественной школы. Однако, уже в августе 1921 года решено было создать новое учебное заведение — Петроградские высшие государственные художественно-технические мастерские по образцу московских, с общим подготовительным отделением и четырьмя факультетами: архитектурным, живописным, скульптурным и полиграфическим. Ректор В. Л. Симонов хлопотал перед советской властью о сохранении наименования и структуры Академии художеств, но неизменно получал отказ. Однако на протяжении своего существования, вплоть до закрытия в 1930 году, внутри института, в письменных документах и устной речи пользовались привычным «Академия художеств».
Идеализм конструктивистов и производственников в середине 1920-х годов послужил главной причиной расхождения интересов художников-новаторов и государства. Большевистской власти требовались индустриализация и реальное повышение производительности труда, а не утопические проекты «оформления жизни искусством». На рубеже 1920—1930-х годов «вхутемасовцы» оказались в оппозиции к власти большевиков, официальная политика которых в области искусства опиралась на «ленинскую теорию отражения» (идейную основу будущего «социалистического реализма»). В 1927 ВХУТЕМАС переименовали в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН, в Петрограде — с 1922).
В 1930 году ленинградский и московский ВХУТЕИН были закрыты. На базе московского ВХУТЕИНА образованы Московский архитектурный институт (МАРХИ), Московский государственный художественный институт (с 1948 — имени В. И. Сурикова) и Московский полиграфический институт (с 1949 — Московский государственный университет печати). На базе ленинградского ВХУТЕИНа-ЛВХТИ (Ленинградский высший художественно-технический институт) в апреле 1930 года был организован Институт пролетарских изобразительных искусств (ИНПИИ), в 1932 году преобразованный в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 — имени И. Е. Репина).
Выставка «ВХУТЕМАС-100» состоит из нескольких разделов, которые посвящены различным факультетам и разным этапам существования мастерских.
Первый раздел посвящен предыстории ВХУТЕМАСа и реформе художественного образования. Второй раздел рассказывает об Основном, подготовительном или пропедевтическом, отделении и его дисциплинах: «Пространство», «Объём», «Графика» и «Цвет» — обучение этим предметам на основе «объективно-формального метода» было обязательным для учащихся первых двух курсов всех факультетов. Здесь совершались самые значимые педагогические исследования и эксперименты, результатом которых становились необычные формалистические и смысловые открытия. В этой части экспозиции представлены архитектурные макеты, скульптуры, графические и живописные произведения, а также работы и сведения о преподавателях — художнике и фотографе Александре Родченко, архитекторе Николае Ладовском, художнице Любови Поповой и других.
Значительная часть выставки посвящена отдельным производственным факультетам: Полиграфическому, Текстильному, Керамическому, Деревообделочному и Металлообрабатывающему. В этой части экспозиции можно узнать о разработке шрифтов, о школе Фаворского и поиске нового образа книги, о необычных образцах мебели и осветительных приборов, а также о том, зачем дизайнеры тканей изучали технические дисциплины и как керамика стала средством пропаганды.
Залы напротив представляют художественные факультеты: Архитектурный, Скульптурный и Живописный. Лейтмотивом экспозиции стало противостояние академической школы и авангардных методов — здесь можно узнать о том, какие материалы использовали ВХУТЕМАСовцы, как живописцы искали новый визуальный язык и каким образом студенты и выпускники участвовали в агитационной деятельности.
Заключительный раздел экспозиции посвящен расформированию вуза и дальнейшей судьбе его факультетов.
Также на территории выставки можно посмотреть экспозицию «Наследники ВХУТЕМАСа» (координатор — Наталья Сидорова), в которой приняли участие десять творческих учебных заведений Москвы. Пропедевтика Основного отделения ВХУТЕМАСа, знакомившая студентов с принципами восприятия и передачи цвета, ритмом, материалами, законами формообразования и композиции, сегодня лежит в основе программ первых курсов большинства архитектурных, дизайнерских и художественных институтов.
Выставка «ВХУТЕМАС 100» в Музее Москвы продлиться до 11 апреля.
Куратор: Александра Селиванова
Научный консультант выставки: Л.И. Иванова-Веэн, директор музея МАРХИ
Кураторы разделов: Полиграффак — Рустам Габбасов; Живфак — Надя Плунгя; Скульптфак, Дисциплина «Объем» — Мария Силина; Текстильфак, Керамфак — Ксения Гусева; Дерметфак — Алена Сокольникова; Архфак — Анна Бокова, Илья Лапин; Дисциплина «Цвет» — Дарья Сорокина; Дисциплина «Пространство» — Анна Бокова, Стас Громик; Дисциплина «Графика» — Рустам Габбасов
Что еще посмотреть и почитать по теме:
Онлай-проект «ВХУТЕМАС 100» про историю мастерских, идею выставки и материалы о школе авангарда.
Художественный фильм Коммуна «ВХУТЕМАС» о встрече В.И.Ленина и Н.К.Крупской со студентами Высших государственных художественно-технических мастерских, их горячей дискуссии об искусстве будущего.
Экскурсия Александры Селивановой по выставке «ВХУТЕМАС 100».
Материал подготовила Анастасия Хаустова
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы быть в курсе последних новостей
TG — VK — IG —FB