Рассказываем об особенностях поступления в творческий вуз и разных видах вступительных испытаний.
Как мог бы выглядеть идеальный экзамен в художественный вуз? Конечно, многие выпускники школ сказали бы, что никак, ведь подготовка к экзамену и сам «час икс» — это одно из самых волнительных событий в жизни молодого человека, и на кону — будущее.
Если мы посмотрим, как экзаменационная практика трансформировалась со временем, то окажется, что она почти не изменилась. Еще со времен классических академий творческий экзамен выглядит вполне конвенционально: группа студентов заходит в аудиторию и устраивается за мольбертом. Перед ними располагают «объект» — гипс, натюрморт или живого человека, которые нужно написать так, как предложено в методичке с примерами экзаменационный работ. Тот, кто создаст работу, приближенную к «оригиналу» — тот и «победил».
В китайских академиях художеств эта практика доведена до абсурда: сотни, тысячи абитуриентов располагаются в огромном спортивном зале и «срисовывают» натюрморты по памяти или с гаджетов. Все потому, что в Китае сильна традиционная реалистическая школа, а усердие китайских студентов позволяет многим из них довольно-таки быстро приспособиться к технике и «духу копирования», царящему в художественных школах. Но ведь не обязательно все должно быть так.
Уже во второй половине XIX века стали появляться школы искусств, противостоящие консервативным и косным системам академий. Интересный пример здесь — Академия Жюлиана (фр. Académie Julian) — частная академия художеств в Париже, основанная художником Родольфо Жюлианом в 1868 году. Она стала крупнейшим конкурентом парижской Школы изящных искусств, которая была основана на строгой и авторитарной системе отбора.
Ее основатель, Родольфо Жюлиан, был посредственным художником, но талантливым администратором. С самого начала существования Академии в ней преподавали известные художники, многие из которых были также преподавателями Школы изящных искусств. Кроме того, Жюлиану удалось привлечь в качестве преподавателей четверых членов жюри Парижского салона: Вильяма Бугро, Тони Робера-Флёри, Жюля Лефевра и Гюстава Буланже.
Обучение в Академии Жюлиана могло служить подготовительным этапом для поступления в Школу изящных искусств. Самое интересное, что никаких предварительных испытаний для поступления в Академию не требовалось; туда зачислялись не только профессиональные художники, но и любители.
Успех академии Жюлиана иногда объясняется тем, что отвергнутый Школой изящных искусств начинающий художник мог учиться здесь под руководством преподавателей этой самой Школы изящных искусств. В XIX веке, вплоть до 1897 года, женщины не имели права учиться в Школе изящных искусств, однако Академия Жюлиана принимала и женщин, предоставляя им уникальную в то время возможность получить художественное образование. Таким образом, академия Жюлиана стала одним из первых примеров противостояния консервативным и жестким экзаменационным практикам классических академий. За ней последовали авангардные школы Баухауза и ВХУТЕМАСа, которые также принимали абитуриентов без стандартных экзаменов. Подробнее об истории ВХУТЕМАСа мы писали здесь.
В современной России все еще сильна академическая школа, однако в Европе и Северной Америке уже давно существуют альтернативные подходы к экзаменовке. Большинство художественных зарубежных школ и вузов каждый год проводят Portfolio Day, на котором будущие студенты творческих специальностей показывают свое портфолио приемной комиссии. Это возможность не только попрактиковаться в презентации и получить профессиональную аргументированную критику, но и шанс поступить в вуз без экзаменов — обладателей лучших портфолио могут пригласить на собеседование, им могут предложить грант на обучение или стипендию, а некоторые вузы буквально перехватывают друг у друга талантливых студентов.
Поэтому если вы планируете получать специальность за рубежом и поступать на факультеты современного искусства, дизайна, анимации, иллюстрации и других творческих областей, то необходимо иметь в виду, что этот процесс имеет свои особенности. Давайте разберемся, в чем вообще разница между традиционным экзаменационным подходом и работой с портфолио.
Широта подхода
Экзамены, основанные на тестировании исключительно технических навыков и качественном подражании «образцам экзаменационных работ» — устаревшая практика, не дающая возможность выявить действительно талантливых абитуриентов, способных генерировать новые идеи и мыслить самостоятельно. Наверняка вы слышали истории о том, как некоторые школьники запоминали не то чтобы ответы, а буквы или порядок (!) верных ответов на тестовые вопросы, или «заучивали» классические пропорции человеческого тела и не могли справиться с передачей особенностей живого натурщика.
Интердисциплинарный проектный подход исключает этот узкий автоматизм. Портфолио, которое вы должны подготовить, рассматривается комплексно и говорит о вашем владении разнообразными техниками, видами, знаниями в области искусства и дизайна. Пример портфолио здесь может возникнуть только как демонстрация возможной широты способностей и фантазии, но чего здесь точно не может возникнуть, так это ещё одного такого же, идентичного, портфолио.
Суждение о потенциале
Считается, что экзамен — это своеобразный итог обучения в школе. Для многих плохая оценка на экзамене может стать настоящим приговором и закрыть дверь в студенческую жизнь, где, по идее, все только начинается. В противовес экзамену, портфолио аккумулирует весь приобретённый ранее художественный опыт и собирает вместе самые интересные работы абитуриента, что позволяет приёмной комиссии комплексно оценить творческий потенциал будущего студента. Обучаясь в традиционной школе ученик думает, что настоящая работа над проектом начнется в только в университете, однако прогрессивные учебные заведения уже предполагают, что вам есть что предложить и показать. Развитие здесь понимается широко: не как достижение результата, но как непрерывный процесс. Поэтому и портфолио — это демонстрация уже приобретенных вами навыков, идей и скилов, и именно по ним будут вас судить.
Элемент случайности
Каждый, кто однажды проходил тестирование или приходил на экзамен, наверняка испытывал весь спектр неприятных эмоций — от банального волнения и повышения температуры до настоящих панических атак. Сконструированная учителями высокая ответственность «часа икс» буквально программирует выпускников и абитуриентов бояться экзаменов как огня — отсюда высокий риск появления элемента случайности.
При приеме, основанном на смотре портфолио, этот элемент практически исчезает. Конечно, на смотр можно опоздать, и если вы знаете за собой такую особенность, лучше заведите несколько будильников. Ваше портфолио может съесть собака, но и тут лучше перестраховаться и положить его в плотную папку. Однако само портфолио продумывается, готовится и оформляется на протяжении долгого времени, поэтому элемент переживания в процессе создания работ исключен в принципе. Все ваши работы должны показывать ваш творческий рост и говорить прежде всего о вашем потенциале, а не техничности или умении ровно провести черту — в конце концов, это то, что приходит с опытом.
Вывод
Проектный подход к работе над созданием портфолио идеально подходит для выбора талантливых абитуриентов и практически исключает элемент случайности при поступлении. Благодаря такому подходу приемные комиссии выбирают лучших, способных и потенциально заряженных студентов. Имейте в виду, 100% зарубежных творческих вузов при приеме смотрят прежде всего на портфолио. Современного художника, аниматора, дизайнера, архитектора невозможно представить без портфолио. В российских вузах еще сильна скрепа академического и традиционного подхода к образованию кроме лишь несколько вузов, где принимают студентов в том числе по портфолио.
Да, создать достойное портфолио может быть не так просто, именно поэтому, чем раньше вы начнете, тем будет лучше. Если сегодня перед вами стоит задача поступить в топовый арт-вуз, тогда пора начать готовиться — приемные комиссии открывают свои двери следующей весной и у вас есть достаточно времени, чтобы вместе с NEWARTDOM создать идеальное портфолио!
Приглашаем вас на открытый вебинар с создателями школы NEWARTDOM Дмитрием Грецким и Евгенией Кац «7 шагов на пути к идеальному арт-образованию».
Разберемся, как выбрать лучший вуз для старта в профессии, откроем секрет безупречного портфолио, узнаем, как накопить визуальный опыт в искусстве и быть готовым ответить на любой вопрос на собеседовании.
Регистрация на бесплатный вебинар
Вебинар идеально подойдет тем, кто только планирует начать свой путь в современном искусстве, а также художникам, которые открыты новому и постоянно ищут возможности для развития.
Онлайн-школа NEWARTDOM
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы быть в курсе последних новостей
TG — VK — IG —FB