Отвечаем на волнующий многих абитуриентов и их родителей вопрос.
Вопрос, вынесенный в название этого текста, до сих пор волнует многих представителей художественной среды: как самих художников, так и художественных критиков, которые каждый на свой лад делают выводы о пользе и проблемах образования в искусстве. Педагоги в области искусства, в свою очередь, вместо того, чтобы ставить под вопрос необходимость художественного образования, обращаются к различным практикам и экспериментам в области обучения, чтобы сделать его не только более качественным и интересным, но и продуктивным.
Основным смыслообразующим моментом в системе русского художественного образования является разрыв между так называемым классическим / модернистским художественным образованием и современным арт-образованием. В первом случае имеются в виду академические вузы с зачастую многовековой историей — Суриковский, Репина, Строгановка и другие. Во втором — школы или институты современного искусства, которые созданы были отдельными художниками или кураторами: «БАЗА» Институт современного искусства Иосифа Бакштейна, «Свободные мастерские», Школа Родченко и т.д. Следует оговориться, что в России не сформирована и не сформулирована система высшего государственного образования в области современного искусства, и лишь некоторые университеты учат современным арт-практикам либо на базе устаревших классификаций — «художник», «график», «скульптор» и т.д. — либо на базе зарубежных степеней — BA (Bachelor of Arts) Fine Art, Graphic Design, Illustration и т.д. Получить современное художественное образование помимо пары университетов можно лишь в так называемых «школах повышения квалификации», где за пару лет обучения студенту предложат, по сути, дополнительный курс истории искусства, которая оборвалась в классических академиях на начале 20 века, сведения о теории искусства, которые затронут важнейшие теоретические вехи в осмыслении искусства, а также знакомство с некоторыми актуальными практиками: инсталляцией, кураторством, сайнс-артом и другими.
Поэтому путь современного художника в России проходит очень часто от классической академии до школы современного искусства, где студенту приходится укладывать в голове чаще всего спорящие между собой художественные концепции и теоретические подходы. Таким образом, с наибольшей вероятностью современный молодой художник, сначала скорее всего идёт в художественную школу, потом поступает в университет и дальше проходит так называемые «курсы современного искусства» и в среднем тратит на обучение 12-16 лет.
У такого подхода может быть несколько неприятных нюансов. Как мы уже написали, разрыв между преподаванием классических и актуальных практик может быть колоссальным: художнику, который прошёл обучение в консервативном учебном заведении, может быть трудно приспособиться к языку современного искусства, из-за чего возникает так называемая «академическая травма». Обучение же только на базе современной институции может быть недостаточно для глубокого изучения различных практик, материалов и медиумов, что делает их по сути поверхностными. Примириться два этих подхода могут только при последовательном и осознанном обучении и там, и там. Конечно, в некотором смысле мы учимся постоянно и всю жизнь, но 12-16 лет, проведённые в скитаниях по учебным заведениям без продуктивного и быстрого включения в арт-среду могут быть критическими.
Отличие современного высшего интердисциплинарного образования от описанной нами модели состоит в том, что в рамках проектного подхода оно буквально примиряет эти две мнимо-противоборствующие традиции и заявляет, что художнику необходимо образование лишь тогда, когда оно решает конкретные индивидуальные задачи.
Поэтому современность предлагает разные модели и подходы к обучению. Например, некоторые известные современные художники учились сначала в классической академии, а после заканчивали школы современного искусства. Некоторые студенты приходят учиться на художников, а уходят — кураторами или менеджерами. Многие художники продолжают свое обучение на дизайне, который дает им возможность подходить к решению задач продуктивно и прагматически.
А задач этих может быть очень и очень много: от решения конкретных технических проблем производства визуального высказывания, концептуализации своей идеи и вписывания ее в историю искусства, до сложных задач по продвижению, кураторству и менеджменту собственных проектов. Главное преимущество художественного образования сегодня заключается в том, что оно прежде всего упрощает решение этих проблем, а также помогает художнику встроиться в художественную среду, без участия в которой трудно представить профессиональный рост. Оно заведомо отрицает какие-либо условные границы в создании арт-проектов, что способствует расширению поля искусства. Главное, что такое образование не просто дает знания, но и способствует критическому мышлению: оно не навязывает ригидные образовательные установки, а способствует живому усвоению знания.
Как мы уже поняли, главная инициатива в определении целей обучения должна исходить из студента, но давайте перечислим преимущества, навыки и умения, которые современному художнику дает образование:
- Постановка творческой задачи
- Формирование концепта
- Написание artist-statement
- Конструирование метода создания произведения
- Фиксация творческого процесса
- Эксперимент с интердисциплинарными практиками
- Расширение рамок традиционных медиа
- Проведение художественного исследования
- Развитие критического мышления
- Продуктивное взаимодействие в команде
- Знание теории и истории современного искусства
- Продюсирование проекта
Чикагский профессор Джеймс Элкинс в книге «Почему нельзя научить современному искусству» приходит к радикальной мысли: научить современному искусству, то есть тому, что по определению не может иметь «правильных» рамок и границ, нельзя. В связи с этим он предлагает не отказаться от проекта образования, как может показаться на первый взгляд, а переработать и интенсифицировать практики получения индивидуального художественного опыта в образовательных институциях. Обучаться — необходимо, но главный вопрос не «сколько», «где» и «когда», а «как»: только образование, нацеленное на раскрытие индивидуального потенциала студента, сделает процесс обучения продуктивным и полезным. На смену автократии в образовании, основанной на авторитете педагога, приходит горизонтальная система живого обучения между учителем и учеником, своеобразного образовательного диалога.
Таким образом, сам вопрос «Нужно ли современному художнику образование?» теряет свой смысл, если мы пытаемся ответить на него в каждом конкретном случае. Для кого-то образование в сфере современного искусства может послужить транзитом в арт-среду, для кого-то — идеальным способом получения необходимых навыков и soft skills в той или иной профессии. Образование упростит задачу поступления в художественный вуз, а также станет неоспоримым преимуществом при переходе из одной художественной системы в другую, например, из академической в актуальную. Поэтому нужно оно или нет, каждый решает сам для себя, но оно точно будет полезно для получения нового опыта и новых знаний, которые впоследствии помогут добиваться заветных целей и легко решать поставленные задачи.
Современность предлагает множество вариантов такого образования, один из которых — обучение онлайн. Оно имеет ряд преимуществ, которые выгодно отличают его от офлайн образования. Среди них — возможность учится из любой точки мира, серьезный упор на самостоятельную работу, обучения у мировых профессионалов своего дела. Современные технологии позволяют такому образованию ничем не уступать оффлайн-образованию и тут же, становится инклюзивным, доступным и профессиональным.
Школа современного искусства NEWARTDOM предлагает подход к обучению, основанный на системе западноевропейского интердисциплинарного образования, которая сразу готовит студента к включению в мировую художественную среду в обход академическим институциям, предлагающим ригидный подход к освоению технических и ремесленных навыков. Онлайн-формат позволяет передавать знания из любой точки мира, а это значит, что у студентов NEWARTDOM есть возможность учиться у топовых известных менторов в области искусства, дизайна, кураторства. Подготовить портфолио к поступлению, освоить новый медиум, узнать историю искусства, концептуализировать имеющиеся навыки — все это теперь можно сделать, не выходя из дома.
Статьи по теме:
«Час икс»: как поступить в арт-вуз
Рассказываем об особенностях поступления в творческий вуз и разных видах вступительных испытаний.
Project-based learning в искусстве
История, принципы, результаты проектного обучения в современном искусстве.
Текст Дмитрия Грецкого и Евгении Кац о том, как противостоять автократии в образовании.
Наши курсы стартуют 30 августа! Узнать все о наших программах обучения:
Годовые программы NEWARTDOM
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы быть в курсе последних новостей
TG — VK — IG —FB